МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Солнышко пгт Черноморское Республика Крым

БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА К 6—7 ГОДАМ. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 7 ГОДАМ

 ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 7 ГОДАМ

Здоровье 

Проявления в психическом развитии:

• хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;

 • стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость; 

• стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами).

 Проявления в физическом развитии:

 • развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила); • сохраняет статическое равновесие (от 15 с), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой); • подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз); • прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия; • бегает свободно, быстро и с удовольствием, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их; • бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок удобной рукой на 5—8 м; • хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку; • накапливается резерв здоровья (снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений);

 • активен, хорошо ест и спит; • владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).

Символико-моделирующие виды деятельности

Сюжетно-ролевые игры: 

• стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры;

 • самостоятельно организует предметно-игровую среду; • в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач; • действия в игре все больше замещает словом («Уже поели, а теперь отправляемся в путешествие»); • использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми; • индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.

 Режиссерские игры: 

• берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре; • создает и проигрывает целостные сюжеты; • удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя развернутую речь. Народные игры: • четко соблюдает правила игры и получает удовольствие от их выполнения («Ручеек», «Бояре», «Колечко» и др.); • испытывает чувство радости от принадлежности к группе сверстников, принятия его другими детьми (выбрали в пару, в качестве ведущего и т.д.). 120 Дидактические игры: • стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта); • умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ориентация на условия действия). Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация): • в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из городской и сельской жизни, сказочные образы; • речь (замысел) предвосхищает создание рисунка; • использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.); • создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других).

 Конструирование: 

• создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу; • применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы и др.); • пользуется обобщенными способами конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и извлечение лишнего для получения новой целостности); • проявляет интерес и участвует в подборе материалов и создании разных поделок художественного характера в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения интерьера, игры и др.).

 Самообслуживание и элементы труда

• распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурного по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержании порядка в групповой комнате; • владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.); • стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.). Общение Общение со взрослым: • инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей; • поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.); • умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; • в общении проявляет уважение к взрослому.

 Общение со сверстниками:

 • способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья); • проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности; • умеет договариваться со сверстниками;

• проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.). Речь: • свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения; • может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам); • употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения; • использует речь для планирования действий; • понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии); • свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости; • проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений; • по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг и др.); • рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом;

 • имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).

 Познавательное развитие Ориентировка в окружающем: 

• знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес; 

• имеет представление о России как своей стране; 

• узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн); • интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.);

 • имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных; • имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.); • знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.); 

• имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, сказать, что этот человек делает; 

• ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.); 

• понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени (воскресенье, отпуск, праздник и др.); 

• обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы.

 Экспериментирование:

 • проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность; 

• находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий поискового характера; 

• устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям — гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных предметов в воду — тонет, не тонет и др.). 

Развитие обобщений:

 • обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы); • объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.); • имеет представления об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры); • владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает музыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.). 

Эмоциональные проявления 

• инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.); • хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений, и в то же время некоторой сдержанностью эмоций (владеет социально приемлемыми способами выражения бурной радости, гнева, злости, страха); • способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности, поддается уговорам воспитателя; • проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.); • с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается; • осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.).

 БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА К 6—7 ГОДАМ

 Компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. У ребенка в 6—7 лет ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство — ценнейшее качество личности, требующее поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей. Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок 123 группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с универсальными знаковыми системами — алфавитом, цифрами и др. Ребенок свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении и др.). Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Он имеет представления о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и др.) и здоровье, заботится о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Эмоциональность. Ребенок 6—7 лет отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»). Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему. Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Семилетнего ребенка характеризуют активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Произвольность. Проявляется способность к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Ребенок проявляет волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен», а также настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка — общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать занятие по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Детская инициативность, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном отношении взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности.

 Самостоятельность и ответственность.

 Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора и т.д.). В продуктивных видах деятельности — изобразительной, конструировании и др. сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.  Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения.

 Самооценка. Ребенок 6—7 лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях. В то же время для него характерна завышенная общая самооценка, влияющая на его положительное отношение к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»). Свобода поведения семилетнего дошкольника основана на его компетентности и воспитанности. Свободный ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Вместе с тем он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми. Ребенок может выполнять выработанные обществом правила поведения (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком, нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, учитывать непредсказуемость поведения животных и т.д.). Ребенок должен расти смелым, но осторожным. Это дает ему свободу и гарантию безопасности. Воспитание в дошкольнике чувства безопасности и свободы поведения опирается на понимание причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Семья и дошкольное учреждение составляют целостную социокультурную образова- тельную среду для наиболее успешного развития и социализации детей от рождения до по- ступления в школу. В лице педагогического коллектива родители обретают важную опору для реализации своего воспитательного потенциала и становления компетентного родитель- ства. Задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентно- сти родителей Оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную психолого- педагогическую помощь в семейном воспитании детей от двух месяцев до начала их школьной жизни, в том числе, по вопросам инклюзивного образования (в случае его организации). Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей. Вовлекать родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в обра- зовательную деятельность дошкольной образовательной организации. Поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере дошкольного образо- вания детей. Содержание взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанни- ков Педагогический коллектив реализует задачи психолого-педагогической поддержки семей на основе доверия, диалога, миролюбивого партнерства, уважения систем ценностей и  взглядов родителей, признания огромного значения кровного родства в жизни своих воспи- танников. С этой целью педагоги учитывают в общении с родителями демографические, экономические, экологические, этнокультурные и прочие условия жизни семей воспитанни- ков; анализируют данные о составе семей, их экономической разнородности, традиции семейных отношений, учитывают социальную ситуацию в целом, в условиях которой разви- ваются дети и формируются их ценности. С целью созидания партнерских отношений и укрепления доверия с семьями воспи- танников педагоги используют язык открытой коммуникации (активное слушание, безоце- ночные высказывания, уместный комплимент, улыбка и т.п.). Особенно это важно в эмоцио- нально напряженных ситуациях общения с родителями, в случаях разногласий в решении проблем, затруднений и отклонений в развитии ребенка, в общении с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Педагоги предоставляют родителям возможность быть в полной мере информирован- ными о жизни и деятельности ребенка в детском саду, успешности его развития. Они делятся с членами семьи своими наблюдениями за ребенком и наиболее яркими впечатлениями дня, обращают внимание родителей прежде всего на успехи ребенка, проявление его индивиду- альности, инициативы, предпочтений в разных видах деятельности, умение общаться со сверстниками и пр. Для этого педагоги активно используют различные формы и методы со- трудничества с семьями, в том числе, интерактивные. Например, вовлекают родителей в дет- скую деятельность, просмотры и обсуждение видеофрагментов (фотопрезентаций) о жизни детей в детском саду и семье, игровое взаимодействие с детьми. Педагоги создают условия для соавторства родителей и детей в проектной деятельно- сти, для обогащения опыта игрового партнерства в спортивном празднике, детско- родительском досуге, в интеллектуальной викторине, самодеятельной игре, соучастия в эко- логической или гражданско-патриотической акции и т.п. Педагоги и психологи создают ро- дителям условия для проявления исследовательской позиции в познании ребенка и осозна- ния своих способов установления контакта и взаимодействия с ним по мере его взросления. Это важно для открытия в своем ребенке участника коллективной деятельности, возможно- сти увидеть и его продвижения, и его трудности. Это собственно и становится основой вы- страивания развивающих отношений с ним. Педагоги вместе с психологом оказывают поддержку родителям в период адаптации детей к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников; знакомят родителей с эффективными способами поддержки малыша в благополучном протекании адаптации; ре- комендуют родителям популярную литературу по актуальным вопросам семейного воспита- ния, информируют о семейных консультациях, обучающих программах и иных формах пси- холого-педагогической поддержки. Педагогический коллектив осуществляет профилактику и предупреждение эмоцио- нального неблагополучия детей в семье из-за возникновения разного рода деструкций в дет- ско-родительских отношениях, поддерживает право каждого ребенка на безопасные условия социализации в семье, защиту от всех форм физического и психического насилия. С этой це- лью педагоги пропагандируют ценности гармоничного влияния на ребенка обоих родителей, как надежного воспитательного стержня семьи, опираясь на положительный опыт родитель- ской солидарности, в условиях которой дети лучше социализируются, успешнее овладевают гендерной культурой, приобщаются к ценностям семейного очага, традициям семьи и обще- ства. В данной работе педагоги принимают во внимание традиции всенародных праздников и даты семейного календаря (региональные, всероссийские, международные). Педагоги знакомят родителей (законных представителей) с образовательной програм- мой, по которой воспитывают и обучают детей в образовательной организации. Педагогиче- ский коллектив создает условия для участия родителей в государственно-общественном управлении дошкольной образовательной организацией, заботится об открытости информа- ционного пространства в интересах детей и родителей, согласовывает с родителями возмож- ность участия детей в психологической диагностике. 126 Тематика бесед, интернет-сайтов и форумов, детско-родительских проектов, информационных буклетов и выставок для родителей Приоритетные вопросы семейного воспитания детей первого года жизни: Что такое эмоциональный комфорт и для чего он нужен младенцу; О базисных потребностях ребенка в младенческом возрасте; Мать как объект привязанности ребенка; Как уважать природные за- коны развития младенца и заботиться о его безопасном существовании; Материнский фольк- лор — источник комфортного самочувствия ребенка; Психомоторное развитие как единство «пробуждения» движений мышц и психики ребенка; Как приучать ребенка пользоваться туалетом; Что лучше для маленького ребенка: материнство или «аутсорсинг» (приглашение в семью няни): Общение с ребенком, его специфика и значение и др. Приоритетные вопросы семейного воспитания детей 1—3 лет: Слагаемые здорового образа жизни ребенка в семье; Безопасность жизни ребенка в семье без физических и психо- логических травм; О воспитании опрятности без насилия; Как поддержать ребенка в прояв- лении любопытства и самостоятельности в исследовании окружающего мира; Воспитание без чрезмерного контроля и ожидания большего, чем ребенок в состоянии сделать; В обеспе- чении моторики «ключ» к развитию ребенка; Как поддерживать способность ребенка удов- летворять свои потребности; Игра и музыка — источники эмоционального контакта с ребен- ком; Игры в песочнице; Как понимать «язык» телесных проявлений ребенка; Когда запуги- вание приводит к психической травме ребенка; Про баланс в воспитании «Хочу» и «Надо»; О чем сообщает детское выражение «Я сам»; Поддержка малыша в способности быть авто- номным в своих действиях, чувствах и желаниях; Роль практической деятельности в разви- тии малышей и др. Приоритетные вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста (3—5 лет): В чем проявляется индивидуальность ребенка; О праве ребенка быть самим собой; Как обогащать двигательный и речевой опыт ребенка в семье; Почему в поведении ребенка появ- ляются нерешительность и беспомощность; Легко ли ребенку быть «хозяином» своих чувств; Как выдерживать накал эмоций своего ребенка; Почему приходят капризы и упрямство; Пе- дагогика родительского запрета; Что делать, если ребенок жалуется на сверстников; Как поддержать в ребенке чувство собственного достоинства; Домашние игры, развивающие речь; О пользе домашнего чтения; Семейный этикет и самообслуживание; Игры для развития любознательности, воображения и творчества; Игры и игрушки для домашних праздников и будней; Целительная сила смеха и юмора в семейном воспитании; Природа в доме; В чем смысл гендерного воспитания ребенка в семье; Родительские заботы двуязычной семьи. Приоритетные вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста (5—7 лет): Как воспитывать у ребенка навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе; Как помогать ребенку выражать “запретные” чувства; Как поддерживать инициативу ребен- ка, в том числе, в установлении дружеских отношений со сверстниками своего и противопо- ложного пола; Если ребенок не умеет проигрывать; Когда в семье растет маленький «спо- рщик»;

 Экологические игры с ребенком дома; Дошкольник и семейный туризм: «за» и «про- тив»; Прародители как трансляторы знаний об истории своего семейного рода, Отечества и ценности мира; Как эмоционально поддержать ребенка в роли будущего первоклассника; Профилактика школьных страхов у ребенка; Стрессоустойчивость семьи — условие полно- ценной социализации детей в преддверии школьного обучения; Домашняя подготовка к школе — игры «на ходу»; О пользе самодеятельных игр в социальном взрослении ребенка; Что коллекционирует современная семья; О воспитании у ребенка выборочного отношения к телепередачам; Семейные маршруты в музей, театр, библиотеку и др. 

16 августа 2015 в 00:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.