МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Солнышко пгт Черноморское Республика Крым

художественно-эстетическое развитие (Истоки) художественная литература и фольклор

  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 Изобразительная деятельность

 Шестой год жизни

 Образовательные задачи

  Ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изо- бразительного и декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирование эстетических чувств и оценок.

  Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений.

  Обогащение художественного опыта детей: содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей.

  Развитие художественного восприятия и творческого освоения цвета, формы, ритма, композиции как «языка» изобразительного искусства.

Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, самостоятельного интегрирования разных видов художественного творчества с целью обогащения выразительности образа.

Развитие и свободное проявление художественного творчества.

Содержание образовательной работы

Педагог:

 v продолжает знакомить с произведениями национального и мирового искусства, обра- щает внимание на эмоциональное содержание картин и средств, с помощью которых худож- ник передает настроение героев, состояние природы и т.п.;

v поддерживает желание передавать в творческих работах характерные признаки объек тов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рас- сматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях;

 v поддерживает стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники, помогает осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (например, комбинировать силуэтную аппликацию с рисованием, создание объемной формы сочетать с декоративной росписью);

 v способствует развитию восприятия цвета, формы, ритма, композиции в дидактических играх с художественным содержанием, например, размещать цвета по степени интен сивности (до пяти светлотных оттенков), по порядку размещения разного цвета в радуге, со- блюдая переходы от одного цвета к другому;

 v В лепке  педагог:

• предлагает для освоения различные способы: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный и др., которые позволяют де- тям осмысленно и точно передавать форму изображаемых объектов (бытовых предме- тов, игрушек, животных, людей, сказочных героев, транспортных средств, зданий, растений), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, дви- жение отдельных персонажей и взаимодействия в сюжете, что оказывает эффективное влияние на самостоятельное образное видение и обеспечивает детям свободу их про- явлений;

 • создает условия для самостоятельного выбора приемов декорирования лепного об- раза (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собствен- ному замыслу). v В рисовании педагог:

• углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных мате- риалов, инструментов и художественных техник; поддерживает уверенность, инициа- тивность, творческие замыслы;

 • совершенствует у детей технику рисования гуашевыми и акварельными красками: с помощью экспериментирования дети смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, в т.ч. светлотные; уверенно пользуются кистью, рисуют всем ворсом кисти или концом; создают образ с помощью нескольких найденных цветов или оттенков, например, разные оттенки коричневого при изображении ствола дерева, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока, что подчеркивает в детских работах их художественность;

 • способствует освоению детьми различных приемов рисования простым каранда- шом, пастелью, углем, сангиной, цветными мелками; при этом свободно используя разные цвета и оттенки, регулируя темп, амплитуду и силу нажима путем практического опробывания;

 • обращает внимание на передачу формы изображаемых объектов, их характерных признаков, пропорций и взаимное размещение частей, на детали, из которых складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются особенности художественного простран- ства (форма, величина, фактура фона);

 • демонстрирует возможности передачи несложных движений, изменяющих статич- ное положение тела или его частей, и придающих образу динамичность и выразитель ность; акцентирует внимание на пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта .

 v В аппликации педагог:

 • продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором» для обогащения художественной техники, чтобы дети: творчески выполняли плоско- стную и рельефную аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, осенние листья, цветочные лепестки, соломка); • создает условия для освоения новых способов вырезания: симметричное, парно- симметричное, предметное, силуэтное по нарисованному или воображаемому конту- ру; • помогает освоению накладной аппликации для получения многоцветных образов, несложного прорезного декора (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (цветы, снежинки, салфетки, занавески, одежда для кукол), создавая орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи) в сотворчестве с педагогом, ро- дителями и другими детьми.

 Седьмой год жизни

Образовательные задачи

Дальнейшее развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искус- ства; создание условий для воплощения в художественной форме личных представле- ний, переживаний, чувств.

  Ознакомление детей с произведениями разных видов пластического искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный); приобщение к декоративно- прикладному искусству и искусству дизайна.

  Поддержка стремления детей к самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; к соз данию сюжетных, орнаментальных и беспредметных композиций в разных видах изо- бразительной деятельности. Обогащение опыта изображения объектов (сюжетов) реального и фантазийного мира с натуры, по представлению и собственному замыслу, с передачей формы, строения, пропорций, взаимодействия и взаимосвязей, фактуры, особенностей движе- ния, характера и настроения.

  Развитие композиционных умений: размещение объектов в соответствии с общим творческим замыслом и с учетом особенностей формы, величины, протяженности, динамики составляющих элементов; создание композиций в зависимости от сюжета (содержания); выделение зрительного центра; планирование работы; использование наглядных способов планирования (эскиз, композиционная схема).

Содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, леп- ки. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными ма- териалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами; поддержка самостоятельного художественного творчества.

Содержание образовательной работы

Педагог:

v продолжает знакомить детей с произведениями разных видов искусства; рассказывает о замысле и творческих поисках художника при создании художественного произведения; поясняет, чем одни произведения искусства отличаются от других по тематике и средствам выразительности; помогает определить, к каким видам и жанрам изобразительного искусства относятся те или иные произведения, обсуждает их содержание; поощряет индивидуальные оценки детьми этих произведений; v расширяет, систематизирует и детализирует содержание художественной деятельно- сти детей; активизирует выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, веселые приключения, дальние страны); поощряет интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом», представите- ли разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой);

v при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживает желание детей изо- бражать животных с детенышами в движении; учит передавать свое представление об исто- рическом прошлом родины посредством изображение характерных костюмов, интерьеров, предметов быта; показывает возможность создания сказочных и фантазийных образов (Руса- лочки, Жар-птицы, Дюймовочки, Оловянного солдатика, Конька-Горбунка, Бабы-яги и др.).

v помогает детям научиться различать фантазийный (воображаемый, придуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность; развивает воображение; v поддерживает самостоятельный выбор детьми замыслов, тем, образов, сюжетов, ма- териалов, инструментов, технических способов и приёмов; учит определять замысел и со- хранять его на протяжении всей работы.

 v В лепке педагог:

 • продолжает обращает внимание детей на гармоничную связь между пластической формой и рациональным способом лепки, совершенствует изобразительную технику, в результате чего дети:

 • анализируют и более точно передают форму изображаемых объектов (предметов, животных, людей, транспортных средств, архитектурных сооружений, сказочных ге роев), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействие в сюжете;

 • творчески создают динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирают тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, каркасный, рельефный, папье-маше), изобразительно-выразительные средства;

 • самостоятельно выбирают приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по собственному замыслу или по мотивам народного декоративно-прикладного искусства).

v В рисовании педагог:

 • углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных мате- риалов, инструментов и художественных техник; поддерживает уверенность, инициативность, творческие замыслы, благодаря чему дети:

• мотвированно, осмысленно, творчески совершенствуют технику рисования крас- ками (гуашевыми и акварельными), карандашами (простым и цветными, многоцвет- ными), фломастерами, гелевыми ручками, восковыми и пастельными мелками, углем, сангиной, соусом; свободно комбинируют изобразительные материалы (уголь и гуашь, акварель и восковой мелок); делать эскиз; уверенно регулируют темп, амплитуду и силу нажима;

• создают различные композиции с учетом особенностей листа бумаги или иной поверхности (форма, величина, цвет и фактура фона); делят лист бумаги линей гори- зонта на равные и неравные части; выстраивают два-три плана (передний, задний); пытаются передавать глубину пространства (размещать более близкие и далекие предметы, не обязательно изменяя их размеры).

 v В аппликации педагог:

• продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором», содействует освоению ножниц как подлинно художественного инструмента, в резуль- тате чего дети: • создают художественные произведения, имеющие художественную ценность и прикладную значимость (коллажи, панно, фризы, афиши, стенные газеты, иллюстра- ции, открытки, пригласительные билеты, закладки), действуя индивидуально или в сотворчестве с другими людьми (детьми и взрослыми);

 • продолжают осваивать новые способы криволинейного вырезания: симметричное, парносимметричное, ленточное, силуэтное (по нарисованному или воображаемому контуру), накладная аппликация для получения многоцветных образов, прорезной де- кор для изготовления ажурных изделий (снежинка, вазон, салфетка, штора, одежда для кукол, маски и декорации для театральных постановок);

 • свободно комбинируют освоенные способы, сочетают технику аппликации с раз- личными приемами декоративного рисования, художественного конструирования, детского дизайна.

Художественное конструирование

 Конструирование из бумаги

 Шестой год жизни

 Образовательные задачи

  Формирование обобщенных способов формообразования — закручивание прямо- угольника в цилиндр; закручивание круга в тупой конус; способности создавать раз- ные выразительные поделки на основе каждого из них, а также использования уже знакомых способов, в том числе и очень простых (разрывание, скручивание, сминание и др.). Развитие творческих проявлений детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, сочетаний бумаги с другими материалами, места своей поделки в общей композиции. Содержание образовательной работы Воспитатель: v отрабатывает с детьми каждый способ отдельно, а затем создает условия для их ис- пользования в целях создания многих поделок разной тематики, например, на основе сло- женного треугольника — лейка, корзиночка, колокольчик, кружка и пр.

v украшает с детьми поделки дополнительными деталями, раскрашивает красками, фломастерами;

 v обеспечивает связь конструирования с другими видами детской деятельности — ри- сованием, игрой.

 Седьмой год жизни

 Образовательные задачи

Развитие творческого мышления и воображения, умения преобразовывать плоскостной материал в объемные формы, каждая из которых является основой разных поделок.

Обучение использованию одних и тех же способов формообразования для создания разных выразительных образов с использованием дополнительных средств.

  Развитие коллективного сюжетного конструирования, включающего декоратив- ные, сюжетные, пейзажные композиции.

  Формирование у детей чувства красоты, желания любоваться ею.

 Содержание образовательной работы

 Воспитатель:

 v способствует овладению детьми следующими способами: отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру; отгибание нижних углов треуголь- ника, полученного из квадрата, к противоположным сторонам; отгибание нижних углов тре- угольника, полученного из квадрата, к соответствующим сторонам; закручивание прямо- угольника в цилиндр; закручивание круга в конус, закручивание полукруга в острый конус и преобразование квадрата в куб; плетение;

 v создает условия для самостоятельного использования этих способов с целью создания выразительных характерных образов (веселый клоун, злой волк, хитрая лиса и пр.);

 v организует коллективное сюжетное художественное конструирование («Новогодний праздник», «Заснеженный лес», создание декораций к сказкам, украшение зала весенними цветами и т.п.), обращая внимание на разные композиционные решения расположения объ- ектов; v способствует включению родителей в совместное с воспитателями и детьми создание праздничных декораций;

 v приобщает детей к культурной утилизации ненужного материала.

 Конструирование из природного материала

 Шестой год жизни

Образовательные задачи Развитие воображения и творчества детей. Формирование умений анализировать природный материал как основу для полу- чения разных выразительных образов. Освоение детьми таких приемов, как: изменение пространственного положения основы, дополнение ее и убирание из нее лишнего для получения нового образа.

Содержание образовательной работы

Воспитатель:

 v направляет детей на создание художественного образа с опорой на материал (его форму, фактуру, цвет и др.) и свой опыт; учит видеть материал (его форму, цвет, размер, фактуру) с точки зрения его возможностей использования в передаче выразительного образа; v учит использовать пластилин как скрепляющий материал; v поддерживает желания детей рассказать о своей поделке; v формирует бережное отношение к природе (собирать высохшие ветки, листья, коряги; не ломать деревья, не рвать траву и т.п.).

Седьмой год жизни

 Создавая художественный образ, ребенок не столько отображает конкретный объект, сколько через цвет, форму и иногда нарушение пропорций (огромная голова, маленькие глазки, ножки и др.) выражает свои чувства и отношение к нему.

 Образовательные задачи

Развитие творческого воображения, умения строить выразительный образ с опо- рой на наглядность (природный материал) и на собственные представления.

  Формирование умения использовать один и тот же материал и как основу, и как деталь образа; самостоятельно применять уже знакомые приемы (изменение пространственного положения основы, дополнение ее и убирание лишнего) в разных условиях.

 Содержание образовательной работы

 Воспитатель:

v поощряет сюжетное конструирование в разных условиях: в группе, на участке с ис- пользованием снега, камней, песка, бревен и т.п.;

 v развивает инициативную речь детей (описание своих «героев», включение их в общий сюжет и придумывание рассказа, сказки); v привлекает детей к изготовлению карнавальных и праздничных костюмов, атрибутов для игры, моделированию одежды для кукол и т. п. на основе знакомых для них способов и приемов; организует выставки детских работ; украшает ими интерьеры детского сада; v обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами детской деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением сказок, рассказов и др.)

 Художественная литература и фольклор

Шестой год жизни

 Образовательные задачи

Развитие интереса и потребности в постоянном чтении книг и их обсуждении с взрос- лыми и сверстниками.

Содержание образовательной работы

Педагог:

 v приобщает детей к чтению, ежедневно читая книги, делая это привычным элементом жизни детей в детском саду; расширяет пространство звучания и употребления литературно- го языка; формирует у детей запас литературных впечатлений;

 v развивает индивидуальные литературные предпочтения и художественный вкус, от- ношение к книге как к предмету эстетической культуры, практикует чтение с продолжением, что позволяет детям встречаться со знакомыми героями, вспоминать, прогнозировать, досо чинять происходящие с ними события;

 v в процессе чтения расширяет представления детей о природе, праздничных датах, со- временных событиях, мире людей, типах взаимоотношений между ними, обогащая понятия доброты, дружбы, любви, честности, хитрости, жадности и другие ценностные представле- ния, подбирает произведения, по-разному рассказывающие о сходных событиях;

v формирует представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжет- но-тематических единицах произведений детской литературы и фольклора и способы их творческого применения;

 v формирует динамичные представления о развитии и изменении художественного об- раза, его многогранности и многосвязности; помогает осмысливать литературные образы че- рез различные виды их активного проживания; v развивает чуткость к красоте и выразительности русского языка (эпитетам, описани- ям, образным словам);

 v учит эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации известных произведений; v создает условия для проявления детского словотворчества, элементарного сочини- тельства; v развивает чувство юмора; v организует создание детьми (совместно со взрослыми) «книг» — сборников сочинен- ных детьми сказок, рассказов из личного опыта, песенок, проиллюстрированных детскими рисунками; комиксов;

 v способствует развитию традиции семейного чтения, рекомендует книги для чтения в семье; знакомит с возможностями социокультурной среды (библиотеки, детские театры, се- мейные программы в музеях и культурных центрах).

Седьмой год жизни

 Образовательные задачи

  Развитие представлений об общественной и индивидуальной ценности книги и чтения.

  Развитие предпосылок смыслового чтения.

Содержание образовательной работы

Педагог:

 v поддерживает заинтересованное отношение детей к чтению, ожидание приятного пе- реживания;

 v ежедневно читает детям, используя для этого различные режимные моменты; погру- жает детей в стихию грамотного литературного языка, обогащает словарный запас; обращает внимание детей на образное и переносное значения слов;

v подбирает книги, которые соответствуют интересам детей группы, темам, которые они обсуждают между собой, которые могут послужить источником для развития игровой и продуктивной деятельности;

 v развивает благодаря чтению представления детей о мире, в котором они живут, об от- ношениях между людьми, о личностных и речевых характеристиках героев; v вводит в круг детского чтения издания познавательного, энциклопедического харак тера; подбирает материалы, в которых раскрывается родная культура, благодаря которым можно познакомиться с местными и общероссийскими традициями, узнать о деятельности взрослых и жизни детей в разных частях света;

v читает «толстые» книги, чтобы дети изо дня в день следили за развитием событий в истории; проектирует продолжительную познавательную, художественную и игровую ак- тивность детей, связанную с содержанием книги; v организует обсуждение прослушанного так, чтобы дети демонстрировали понимание прочитанного, придумывали свои версии происходящего; поощряет разыгрывание знакомых историй; v развивая предпосылки смыслового чтения, учить осмысленно передавать содержание различных текстов; развивает формы воображения, в основе которых лежит проблематизация с целью интерпретации текста;

 v развивает выразительную литературную речь, приобщает к словесному искусству, стимулируя проявления творческого осмысления детьми литературного опыта (словотворчество, сочинение рассказов, сказок, попытки рифмовать слова), сохраняя при этом основные особенности стиля и жанра;

v разучивая с детьми стихотворения, учитывает возможности и интересы каждого ре- бенка; v развивает чувство юмора; v пересказывает доступные детям газетные и журнальные статьи на актуальные темы; знакомит с периодической печатью (журналы для детей); v включает детей в создание собственных «книг» и «журналов»;

v поощряет самостоятельное знакомство с книгами (например, в библиотеке), чтение вслух (если ребенок уже научился читать); v продолжает развивать отношение к книге как к предмету эстетической культуры; v способствует обмену «культурными» впечатлениями между семьями воспитанников, детьми группы (о книгах, детских спектаклях, музеях и др.). 

15 августа 2015 в 23:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.