МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Солнышко пгт Черноморское Республика Крым

Речевое развитие (6-7 год )Истоки

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Шестой год жизни

 Образовательные задачи

Развитие речи как средства общения и культуры. Налаживание диалогического общения детей со сверстниками, умение пользоваться разнообразными средствами общения

 — словесными, мимическими, пантомимическими (с учетом конкретной ситуации)

. Обогащение, уточнение и активизация словаря, работа над смысловой стороной речи.

  Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, представлений о словесном составе предложения, звуковом и слоговом звучании слова.

Содержание образовательной работы

Для развития речи как средства общения и культуры, налаживания диалогического общения детей со сверстниками воспитатель: v обогащает содержание общения детей со взрослыми и сверстниками;

 v поддерживает зарождение в недрах диалогического общения новой формы речи — монолога (короткого рассказа), возникающего вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, возросшими знаниями об окружающем (интересная встреча в природе, смешное поведение младшего братишки, поездка на дачу и т.п.);

 v развивает диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рас- сказывания, сочинения; v поддерживает интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, учит эмоционально и выразительно передавать содержание сказки, рассказа, картинки, небольших прозаических текстов, впечатлений из личного опыта, используя выразительные средства (жесты, мимика), читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации литературных произведений. Для обогащения, уточнения и активизации словаря воспитатель:

 v обеспечивает количественный рост и качественное совершенствование словаря: по- нимание и активное использование в речи антонимов (тихий — громкий, холодный — горя- чий, мокрый — сухой), синонимов (смелый, храбрый, отважный, бесстрашный), многозначных слов (ключ дверной, ключ скрипичный, ключ родник; свежий ветер — прохладный, свежая рубашка — чистая, свежие новости — только что полученные);

v активизирует образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы; учит употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий и их качеств; подводит к пониманию образных выражений в загадках, пословицах и поговорках;

 v на основе сравнения функций предметов формирует обобщающие наименования (дикие и домашние животные; столовая и чайная посуда; наземный, водный, воздушный транс- порт); поддерживает интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами. Для развития грамматически правильной диалогической и монологической речи воспи- татель:

v поощряет стремление к грамматической правильности речи; формирует ее в тесной связи с усвоением способов построения связной речи: структуры рассказа (начало, середина, конец), рассказов описательного характера; v содействует освоению трудных случаев словоизменения (именительного и родительного падежа множественного числа существительных, неизменяемых существительных, форм повелительного наклонения глаголов);

 v формирует способы образования глаголов (от звукоподражания «ку-ку» — кукует), существительных (лось — лосенок), прилагательных (лес — лесной);

v содействует активному использованию разных типов предложений — простых (не- распространенных и распространенных) и сложных (сложносочиненных и сложноподчинен- ных, с прямой речью);

 v учит детей строить предложения разной структуры, корректировать речь в проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ; в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает; в процессе моделирования структуры предложения в игре «Живые слова»). Для развития звуковой и интонационной культуры речи, представлений о словесном составе предложения, звуковом и слоговом звучании слова воспитатель:

v способствует совершенствованию слухового восприятия, правильного произношения звуков, интонационной выразительности речи; v подводит к различению смешиваемых звуков на слух (твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, звуки Л и Р);

 v побуждает правильно произносить слова, шутки-чистоговорки, скороговорки, содер- жащие смешиваемые звуки («Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и др.); укрепляя и разви- вая артикуляционный и голосовой аппараты: побуждает четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию);

 v побуждает произносить слова и предложения в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией; v формирует звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обуче- ния грамоте: дает представления о гласных и согласных (твердых/мягких, глухих/звонких) звуках в играх и упражнениях типа «Назови звуки по порядку», «Какой звук первый», «Ска- жи, как я»; слоговом составе слова в играх «Сосчитай слоги», «Назови первый слог».

Седьмой год жизни

 Образовательные задачи

  Развитие речи как средства общения и культуры, как средства обмена чувствами, налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование умений формулировать мысли через слово.

  Расширение и обогащение активного словарного запаса детей, продолжение рабо- ты над смысловой стороной речи, развитие речевого творчества.

Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Совершенствование всех сторон звуковой культуры речи: фонематического восприятия, звукопроизношения и дикции, интонационной стороны речи; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Содержание образовательной работы

Для развития речи как средства общения и культуры, как средства обмена чувствами, налаживания взаимодействия с взрослыми и сверстниками воспитатель:

 v обсуждает с детьми разные темы, проблемы, например, связанные с понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо (вообще и в конкретной ситуации); совершенствует способы диалогического взаимодействия со сверстниками: умение вежливо обращаться друг к другу по имени, соблюдать очередность, слушать и не перебивать других, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

v способствует налаживанию скоординированного диалогического общения детей со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, настольно-печатных играх и деятельности кооперативного типа (коллективный труд, конструирование, рисование); раз вивает диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания, сочинения;

v побуждает к словесному творчеству и рассказыванию с использованием игрушек, картинок, потешек, скороговорок, настольного театра; развивает умение высказываться в форме небольшого рассказа-повествования, описания, рассуждения; в форме пересказа;

v приобщение к длительному чтению одного и того же литературного произведения, побуждая детей пересказывать как близко к тексту отдельных его эпизодов, так и коротко передавать общий смысл произведения. Обогащая активный словарь детей, воспитатель:

v расширяет словарный запас детей в ходе формирования представлений и знаний об окружающем;

 v в повседневном общении и в специальных лексических играх и упражнениях развивает интерес детей к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия точным метким словом; уточняет и закрепляет понимание и употребление обобщающих наименований (мебель, транспорт, растения и т.п.); антонимов, синонимов (в играх типа «Скажи наоборот», «Подбери похожее слово» и т.п.);

 v на конкретных примерах знакомит с разными значениями одного и того же слова (вести дочку, вести разговор, беседу, вести автобус); формирует правильное понимание пе- реносного смысла в загадках, пословицах, словосочетаниях («На всякого Егорку есть поговорка» — на все случаи жизни; многозначность слова: «золотые руки» — умелые руки, «зо- лотая осень» — красивая осень);

 v способствует развитию творческих возможностей детей, подводит к сочинению потешек, прибауток, загадок, перевертышей. Для формирования грамматически правильной диалогической и монологической речи воспитатель:

 v поддерживает желание говорить правильно, которое начинает проявляться в правильном построении речи, через знакомство с некоторыми грамматическими нормами (например, «слово пальто не изменяется»; «одеть — кого?, надеть — что?» и др.); закрепляет умение правильно изменять и согласовывать слова в предложениях, упражняет детей в образовании трудных грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов (бегу — бежать, машу — махать и т.д.);

v учит образовывать одноструктурные существительные, прилагательные, глаголы (учитель, строитель, писатель; земляника, черника, голубика; чирикать, куковать, рычать, мычать), однокоренные слова (лес, лесок, лесной, лесник, лесовичок);

 v активизирует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения; в разнообразных словесных играх и упражнениях побуждает строить предложения разной грамматической структуры (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, с прямой речью и пр.).

 Совершенствуя звуковую культуру речи детей, воспитатель:

v упражняет их в дифференциации звуков на слух и в произношении (твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, звуков Л и Р); выделении заданного звука в слове, группе слов; определении длительности звучания слова, слогового звучания слова, места ударения в разнообразных дидактических играх и упражнениях, на-пример, «Какое слово длиннее», «Поймай конец и продолжай», «Назови ударный слог» и пр.

v устраняет ошибки звукопроизношения; побуждает детей произносить слова согласно нормам литературного языка; укрепляет и развивает артикуляционный и голосовой аппараты: учит четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствует дикцию); v развивает речевое дыхание; формирует умение менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения; учит правильно пользовать- ся интонационными средствами выразительности.

15 августа 2015 в 22:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.