МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Солнышко пгт Черноморское Республика Крым

Социально-коммуникативное развитие(6-7 лет) .Познавательное развитие(6-7 лет)(Истоки)

 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Шестой год жизни

Образовательные задачи

Создание условий для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе. Формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, членам своей семьи, сообществу детей и взрослых в группе, формирование первоначальных основ патриотизма. Формирование способности к организации взаимодействия со взрослыми и свер стниками в ходе совместной деятельности, поддержка самостоятельности в процессе реализации разных видов детской деятельности. Поддержка стремления ребенка принять участие в различных видах творческой деятельности, стремления помочь другим и умение принять помощь как от педагогов, так и от детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело. 

Расширение представлений детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Содержание образовательной работы Для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе педагог: v помогает освоению элементарных правил этикета, задает этически ценные образцы общения: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»; «до свидания», «до завтра»; «благодарю вас», «спасибо»; «будьте добры», «будьте любезны», «не могли бы вы...» и т.д.;

 v способствует развитию принятых норм взаимодействия в коллективных формах рабо- ты: подчиняться общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предло- жениях, стремиться помочь другим и т.д.; v способствует освоению норм и правил жизни в обществе, группе, выраженных в понятиях «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно», а также проявления таких качеств личности как доброта, забота, ответственность; v контролирует выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытье рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приема пищи и др.; v поддерживает совершенствование у детей навыков самостоятельности;

 v формирует и закрепляет у них полезные привычки, способствующие хорошему само- чувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гим- настикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.п.). Для формирования у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, членам своей семьи, первоначальных основ патриотизма педагог: v воспитывает доброжелательное отношение, доверие к близким взрослым и сверстни- кам; развивает умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками), с новым ребенком в группе детского сада и др.;

 v обогащает представления детей о людях, их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах, возможностях, характере взаимоотношений; использует для этого ху- дожественные тексты, игры, упражнения, ситуации для выражения эмоций, установления контактов, взаимопонимания; 

 v поддерживает в ребенке уважение к себе, чувство собственного достоинства; способ- ствует проявлению доброты, отзывчивости и других положительных качеств, всем своим ви- дом даёт ребенку понять, что взрослый готов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи; v создает условия для формирования нравственной основы первых чувств патриотизма как общечеловеческой ценности — любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее. Для формирования способности к организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности воспитатель: v создает условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в разных видах детской деятельности, обеспечивает в них ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений; воспитывает у детей умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, оценивать свои и чужие поступки, выделяет особенности другого человека и самого себя; подводит детей к пониманию последствий своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей; способствует освоению детьми норм и правил жизни в обществе, в группе, выражен- ных в понятиях: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно»; v помогает ребенку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»), усвоить правила, установленные совместно с самими детьми, которые выражаются в равен- стве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование иг- рушками, предметами, материалами); в праве на обособление в игре, выбор партнера; в праве первенства на пользование игрушкой («Я первый взял эти кубики»); в праве на собственность («Это моя кукла — я из дома принесла»), v способствует усвоению необратимости закона дарения; v учит прислушиваться к предложениям и советам других детей; формирует умение ус- тупать; v воспитывает трудолюбие и ответственность: стремление включаться в совместные со взрослыми трудовые действия, в общий труд детей, доводить начатое дело до конца и разде- лять общее удовлетворение от результата проделанной работы; v содействует налаживанию диалогического общения детей со сверстниками в совмест- ных играх и на занятиях, учит пользоваться разнообразными средствами общения (словес- ными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретной ситуации, v поощряет инициативность игрового поведения детей, проявление собственной инди- видуальности в коллективных играх; широко использует традиционные народные игры с правилами, способствующие физическому, социальному, и этнокультурному развитию де- тей; занимает позицию равноправного партнера в игре. Для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества педагог: v воспитывает интерес к труду взрослых, стремление ценить его общественную значи- мость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия, в общий труд детей; v поддерживает постепенный переход к самостоятельной организации детьми досуго- вой игры (интеллектуальные игры, забавы с игрушками, игры-развлечения), v воспитывает чувство ответственности за порученное дело, результат которого важен для других людей (взрослых и сверстников), стремление доводить дело до конца; v продолжает воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам; приобща- ет к аккуратности в спальне (заправлять постель, красиво расстилать покрывало и т.д.); v поощряет желание ребенка принимать посильное участие в различных видах творче- ской деятельности, организуемых как взрослым, так и по инициативе самих детей, поддерживает индивидуальные проявления детей в коллективных работах по украшению группы, подготовке костюмов к празднику, декораций к театральному действию и пр. Расширяя представления детей об основах безопасного поведения педагог: v создает благоприятные условия пребывания детей в дошкольном учреждении, исклю- чающие возможность перегрузки, перенапряжения нервной системы, травматизма, пере- утомления; v формирует у детей понимание важности безопасного поведения, соблюдения необхо- димых норм при действиях с травмоопасными предметами (например, ножницами), выпол- нение правил поведения на улице и в транспорте, во время прогулки на природе и т.п.; v знакомит детей с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми; v обучает детей основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнако- мыми животными; v обучает детей умению ориентироваться на дорогах, при переходе улиц, перекрестков при обязательном условии — держась за руку взрослого; v формирует у них установку на то, что принимать пищу можно только в специально предназначенных для этого местах; v формирует у детей представление об опасности сбора неизвестных растений (ягод, грибов); v способствует запоминанию ребенком адреса своего места жительства и умения при необходимости обратиться за помощью к сотруднику полиции.

 Седьмой год жизни 

Образовательные задачи

  Обогащение представлений детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; создание условий для формирования у детей ценностного от- ношения к миру и человеку.

  Закрепление у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, членам своей семьи, сообществу детей и взрослых в группе, формирование основ патриотизма и толерантности.

Поддержка самостоятельного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности; содействие становлению детского иг- рающего сообщества.

  Воспитание чувства ответственности за порученное дело, понимания общей зна- чимости своего труда. Углубление представлений детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях. Содержание образовательной работы Для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности педагог: v способствует совершенствованию коммуникативных умений детей: высказывая просьбы, предложения, называть другого человека по имени; быть способным встать на точ- ку зрения другого человека, посмотреть на себя со стороны, выбрать приемлемую в данной ситуации линию поведения; v обучает детей налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе и данной группе детского сада: разрешает возникающие конфликты путем переговоров, учит искать конструктивные выходы из затруднительных си- туаций; 86 v способствует проявлению лучших человеческих качеств: доброты, великодушия, со- вестливости, чуткости, честности, отзывчивости и пр.; v создает условия для систематического применения детьми полученных гигиенических знаний и опыта в повседневной жизни; развивает у них способность к самоконтролю при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил (мыть руки с мылом по мере необходимости, чистить зубы, полоскать рот, отворачиваться от других при кашле, чихании, пользоваться носовым платком, индивидуальной расческой, по- лотенцем и др.). Для формирования эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважения и чувства принадлежности своей семье, сообществу детей и взрослых педагог: v помогает ребенку более тонко распознавать переживания близких взрослых и сверст- ников (радость, восторг, грусть, печаль, спокойствие, страх, гнев, злость), понимать причину изменения настроения, видеть связь между поведением взрослых или детей и их эмоцио- нальным состоянием; способствует воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отно- шению к окружающим; v воспитывает умение прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоцио- нальным состояниям («Я рад», «Мне весело», «Я огорчен», «Мне страшно» и т.д.), связан- ным, в том числе, с чувством отношения к себе окружающих; учит использовать социально приемлемые способы выражения негативных эмоций, воспитывает уважение к себе, чувство собственного достоинства; поддерживает уверенность в себе («Я могу!»), потребность в при- знании окружающими людьми («Я хороший!») и в проявлении самостоятельности; одновре- менно помогает ребенку анализировать и адекватно оценивать свои возможности в различ- ных видах деятельности («Умею интересно играть, но не очень хорошо танцую» и т.п.); v приобщает детей к ценностям сотрудничества с окружающими взрослыми и детьми; помогает понимать необходимость людей друг в друге, подводит к пониманию того, что ра- бота взрослых, помощь детей и общее благополучие взаимосвязаны; v поддерживает становление детского сообщества, формирующегося на основе личных симпатий и общей совместной разнообразной детской деятельности в игре, конструирова- нии, рисовании и пр. v воспитывает положительное отношение ребенка к окружающим людям, терпимость (толерантность) к детям и взрослым независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола и возраста, уважение к чув- ствам, мнениям, желаниям, взглядам других людей, одновременно — умение цивилизованно возражать, убеждать и т.п.;

 v обсуждает с детьми, какие события происходят в разных регионах страны, как люди помогают друг другу; беседует о жизни людей в разных странах земного шара, об их жела- нии жить в мире; дает представление о том, какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей, в какой поддержке они нуждаются; развивает инициативу ребенка в обще- нии со взрослыми, готовность разговаривать в доброжелательной форме, поддерживать тему разговора, отзываться на просьбу, предложение; v способствует воспитанию чувства патриотизма — любви к своей семье, детскому са- ду, родной природе, начал осознания ребенком себя как гражданина своей страны, уважи- тельно и с гордостью относящегося к ее символике — флагу, гербу, гимну, к людям, извест- ным всему миру — первому космонавту, героям войны и защитникам Отечества, представи- телям искусства, спортсменам. Для развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий воспитатель:  v приобщает детей к ценностям сотрудничества с окружающими взрослыми и детьми; помогает осознавать необходимость людей друг в друге; учит планировать совместную дея- тельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами, стараться учесть их интере- сы и потребности; способствует развитию чувства ответственности за общее дело, данное слово; создает условия, необходимые для обеспечения равных прав детей на общие блага: на участие в общем деле (игре, рисовании, конструировании и др.), на пользование игрушками, предметами, материалами; на место в помещении или на участке детского сада для индиви- дуальной и совместной деятельности и т.д.;

 v развивает общение детей с взрослыми и сверстниками, организуя словесные игры и занятия, обсуждая нравственные проблемы (темы, связанные с понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо), организуя жизнь и быт детей, являясь приятным собеседником, источником интересной познавательной информации; v способствует налаживанию скоординированного диалогического общения детей со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, настольно-печатных играх и деятельности кооперативного типа (коллективный труд, конструирование, рисование); v поддерживает выраженный самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры, потреб- ность детей отразить в ее темах и сюжетах широкий круг знаний о действительности, свой эмоциональный опыт; поощряет совместное творчество в создании сюжетов, умение комби- нировать информацию, полученную из разных источников; планировать игровые события и действия, согласовывать их с партнерами по игре; v поддерживает в самодеятельной сюжетно-ролевой и режиссерской игре формирова- ние у детей потребности в новом знании и познавательных мотивов, значимых для дальней- шего становления учебной деятельности; v уделяет внимание: освоению правил игры, активной творческой «работе» детей с пра- вилами, нормами жизни, соответственно социальной структуре ролевого поведения; обраща- ет особое внимание на развертывание разнообразных типов взаимодействия со сверстника- ми: как с игровыми партнерами, друзьями, членами группы; v поддерживает организацию детьми досуговых игр как формы культурного проведения свободного времени; расширяет круг досуговых игр за счет интеллектуальных (шахматы, шашки, головоломки и др.), игр-развлечений («спортивные» игры, лото, традиционные на- родные игры, игры с мячом и др.), театральных игр (спектакли с участием детей, в том числе музыкальные игры-драматизации; кукольный театр и др.), празднично-карнавальных игр и др.;

 v поддерживает формирование у ребенка системы мотивов, когда особое значение при- обретает ориентация на оценку товарищей, на общественные требования («что такое хорошо и что такое плохо»), приоритетными становятся отношения дружбы и взаимовыручки; v поощряет проявления детской самостоятельности и индивидуальности в разных си- туациях. Для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, педагог: v учит планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия с партнерами, учитывать их интересы и потребности; способствует развитию чувства ответственно- сти за общее дело;

 v формирует первоначальные представления о правильных способах ведения домашнего хозяйства, учит пользоваться средствами и инструментами поддержания чистоты, красоты, порядка, приобщает к элементарным навыкам ресурсосбережения (вовремя выключать воду в кране, свет, экономить тепло — в холодное время года закрывать за собой дверь и т.д.;

 v воспитывает бережное отношение природе, умение ответственно ухаживать за растениями в группе и на участке детского сада; 

 v помогает детям в создании самодельной игровой предметной среды, советует, как лучше и прочнее сделать тот или иной элемент, какие материалы можно для этого использовать; побуждает детей к улучшению и преобразованию созданного игрового пространства (самодельной макетной игровой среды) в соответствии с их игровыми интересами;

 v поддерживает инициативу ребенка при организации различных видов творческой деятельности, как индивидуальной, так и совместной с другими детьми. Для формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе педагог: v расширяет и углубляет представления детей о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность;

 v содействует прочному усвоению детьми правил поведения на улице, при переходе до- рог с родителями; v формирует у детей представление, что без взрослых нельзя брать никакие лекарствен- ные препараты (в том числе витамины, даже для игры); о пользе здоровой пищи, о вреде чрезмерного потребления сладостей; 

v дает детям сведения о способах сохранения здоровья и применении их в повседневной жизни (быстро менять промокшую обувь, одежду и др.); учит их своевременно и правильно отдыхать, не переутомляться; v поддерживает у детей желание помогать малышам безопасно вести себя в помещении и на прогулке, бережно относиться к ним; способствует овладению элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре; если гроза застает на улице; к каким вещам в доме запрещено прикасаться (спички, электрические приборы и инструменты, лекарства и т.п.); как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения.

 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 Шестой год жизни

 Образовательные задачи

Развитие мышления, его знаково-символической функции в процессе разных ви- дов детской деятельности, развитие общих познавательных способностей детей: уме- ния наблюдать, описывать, сравнивать, классифицировать, строить предположения и предлагать способы их проверки. Обогащение представлений детей об объектах окружающего мира профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей; об отдельных процессах про- изводства продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, прикладного искусства и т.п.; о затратах труда и материалов на изготовление необходимых для жизни человека вещей. Приобщение детей к прошлому и настоящему своей семьи, своей культуры, а также к явлениям других культур. Формирование у детей элементарных представлений о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых орга- низмов со средой обитания (особенности внешнего вида, поведения животных и сре- ды обитания, связь растений со средой обитания), о взаимосвязи человека и природы. Формирование у детей основ экологически грамотного поведения, навыков ре- сурсосбережения: экономно расходовать воду, бумагу, пластилин, глину, бережно от- носиться к живой и неживой природе и представлений о переработке отходов и мусо- ра. 89 Совершенствование умения детей систематизировать (группировать) предметы по 2—3 выделенным признакам: цвету, форме, параметрам величины (высоте, ширине, длине, толщине); выстраивать сериационные ряды из 10 и более предметов с незначи- тельной (до 0,5 см) разницей в величине; вести целостно-расчлененный анализ объек- тов. Обучение счету до 10, различению количественного и порядкового счета, определению состава чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Подведение к пониманию зависимости структуры конструкции от ее практиче- ского использования. Содержание образовательной работы Формируя первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира педагог: v побуждает детей рассказывать о своей семье, о занятиях и профессиях членов се- мьи, о своем доме (квартире), о том, что делали недавно, на прошлой неделе, в прошлые вы- ходные, что будут делать в следующие; помогает ориентироваться в непосредственно про- шедшем и ближайшем будущем времени, знакомит детей с названиями месяцев, их последо- вательностью, создавая вместе с детьми разные календари (календарь дней рождения, кален- дарь праздников и интересных событий и т.п.);

 v способствует осознанию того, что у каждого ребенка, его семьи есть своя история (например, раньше семья жила в другом районе или в другом городе; когда бабушка была маленькой, у нее не было ни компьютера, ни холодильника, а экран телевизора был таким маленьким, что телевизор смотрели через специальную линзу; очень давно на месте улицы был лес, поэтому сейчас улица называется Лесной и т.д.); v на основе восприятия художественных текстов, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов обсуждает с детьми, что можно встретить на вокзале, в аэропорту, порту, поликлинике, больнице, театре, цирке; формирует представления детей о труде поли- цейских, пожарных, спасателей, врачей, артистов и др.;

 v выясняет вместе с детьми, как от природных условий зависит устройство дома, одежда людей, распорядок дня, то, как и на чем люди передвигаются и т.д. (например, на се- вере, где холодно и не растут деревья, дома могут строить из снега; на юге нашей страны, где нет густых лесов, дома раньше строили из соломы, прутьев и глины; в пустыне жарко и мало воды, поэтому там до сих пор ездят на верблюдах, которые могут долго не пить; на севере, где не могут жить другие домашние животные, ездят на оленях и собаках и т.д.); v помогает соотносить признаки используемых предметов (острый, тупой, зазуб- ренный, зубчатый и др.) с их функциональным назначением (например, столяру нужны пила, доски, рубанок, отвертка, клещи, напильник, гвозди, винты, шурупы, клей и др.); v предоставляет детям возможность для экспериментирования в разных видах дея- тельности, самостоятельного открытия детьми разных свойств предметов, помогает детям сначала самостоятельно выстраивать предположение, а затем сравнивать его с результатами (например, если положить пластмассовую коробочку в таз с водой, то она заполнится водой? утонет? будет плавать?..); v учит классифицировать объекты и обобщать их по характерным признакам (транспорт — наземный, воздушный и водный, посуда — кухонная, столовая, чайная и т.п.); v формирует у детей элементарные представления о том, что ближнее и более отда- ленное пространство может быть изображено с помощью общепризнанных условных симво- лов на различного рода картах (планах местности, картах города, области, страны, мира); разные области с разными природными условиями обозначаются на карте по-разному (пус- тыни — желтым цветом, Северный и Южный полюс, а также вершины высоких гор, где ни- когда не тает снег, — белым, горы — коричневым, леса — зеленым и т. д.); учит составлять 90 простейшие планы и схемы окружающего пространства (группы, участка, квартала); помога- ет детям понимать условные обозначения и создавать собственные знаки и применять их: строить и понимать планы-карты, прокладывать и считывать маршруты, придумывать сим- волы или знаки событий, мест (пиктограммы); v знакомит детей непосредственно и в игровой форме с разными способами пере- дачи сообщений (пантомима, флажки, сигналы, рисуночное и символьное письмо), с мар- шрутами передвижения транспорта, с работой почты и других средств связи, массовой ин- формации и коммуникации. Формируя представления детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, педагог: v начинает знакомить детей с историческим прошлым Родины: представляет в раз- ных формах несколько наиболее ярких и важных событий из ее истории, которые могут за- помниться детям (например, Бородинская битва, экспедиция на Северный полюс, проведе- ние Олимпиады и т.п.); v обсуждает с детьми некоторые важные общественные события, о которых говорят все вокруг (например, празднование определенной исторической даты, проведение спортив- ных соревнований, день города и т.п.). При этом воспитатель организует деятельность детей так, чтобы они чувствовали сопричастность происходящему (рисовали, организовывали свои соревнования, сочиняли истории, устраивали парад или карнавал — в зависимости от содер- жания и характера события); v продолжает знакомить детей с отечественной государственной символикой (фла- гом, гербом, гимном); с жизнью нескольких народов, живущих в России, их традициями и обычаями; v помогает находить причины и следствия событий; сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени или в другой географической об- ласти; выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры и т.д. Для формирования первых представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы педагог: v организует наблюдения детей за поведением животных в живом уголке и в при- роде (хомяк, попугай, канарейка и другие; синица, воробей, ворона, лягушка, дождевой червь и др.), за размножением и развитием комнатных растений; за сезонными изменениями в при- роде, которые дети отмечают в календарях погоды и природы; знакомит с особенностями поведения и образом жизни животных разных континентов, разными способами приспособ- ленности животных к защите: одни насекомые маскируются, другие вырабатывают отпуги- вающие запахи, третьи притворяются неживыми (божьи коровки, жуки-листоеды, щелкуны и др.); v знакомит детей с тем, что по мере изменения сезонных явлений способы приспо- собления живых организмов к среде обитания тоже меняются (осенью насекомые прячутся в земле, под корой деревьев и спят; многие птицы улетают в теплые края; зимой такие живот- ные, как еж, медведь засыпают; зимующие птицы — сороки, вороны, снегири, синицы, воро- бьи — приближаются к домам людей); v формирует представления о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для жизни живых организмов, о том, что вода и воздух необходимы для роста и развития растений, для жизни человека и животных; о разных группах животных (рыбы, насекомые, звери, земноводные и т.п.); v знакомит детей с современными правилами поведения в природе: нельзя рвать растения, собирать гербарий, убивать насекомых, пауков, разрушать муравейники, гнезда и 91 т. п.; при этом для запрещающих правил всегда дается альтернатива: нельзя разрушать мура- вейник, но можно наблюдать за муравьями, нельзя ловить бабочек, но можно наблюдать за их полетом, наслаждаться их красотой и т.п.; v формирует у детей навыки экологически грамотного поведения, бережного отно- шения к окружающему: учит их экономно пользоваться вещами (брать столько бумаги, пла- стилина, чтобы хватило на работу; уходя, гасить свет, не лить зря воду и т.п.). Для формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира педагог: v делает цвет, форму и величину предметов объектом специального рассмотрения в процессе дидактических игр с правилами («Подбери по цвету», «Геометрическое лото», «Семь в ряд» и пр.), игр с поиском предметов, загадыванием и отгадыванием; в плоскостном конструировании из готовых геометрических форм учит преобразовывать изображения од- ного и того же объекта, замещать основные части; предлагает экспериментировать с цветом, формой, величиной и учит группировать предметы по этим признакам, используя игровые приемы; v создает условия для использования детьми сенсорных эталонов в продуктивных видах деятельности, формируя способность разносторонне отражать в конструкции, поделке, рисунке, аппликации предметы и явления окружающей жизни, выражать эмоциональное от- ношение к ним и индивидуальное видение; v учит считать до 10, различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Какой, который по счету?»; определять числа — «соседи»; от- считывать по образцу и названному числу; v помогает определять равное количество в группах разных предметов, определять состав чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и из двух меньших чисел; уточняет независимость числа от размера считаемых предметов, от расстояния между ними, от цвета, формы расположения и от направления счета: слева — направо или справа — налево; v знакомит с понятиями «часть и целое» через организацию практической деятель- ности детей (складывание листа бумаги, ленты и т. д. на 2 и 4 равные части, нахождение час- ти от целого — 1\2, 1\4 часть и целого по его части); v предлагает систематизировать предметы по выделенным признакам — высоте, ширине, длине, толщине; выстраивать сериационные ряды из 10 и более предметов с незна- чительной (до 0,5 см) разницей в размерах; определять величину предмета, сопоставляя ее с величиной известных ребенку вещей (толщиной в два пальца, длиной в три шага и т. п.); v предлагает различать и называть уже знакомые формы предметов и находить их в ближайшем окружении, используя дидактические игры, викторины, определять словом фор- му тех или иных предметов: картина прямоугольная, портрет на стене квадратный, поднос овальный и т.д.; v помогает определять положение того или иного предмета не только по отноше- нию к себе, но и по отношению к другому предмету, двигаться в заданном направлении, ме- няя его по сигналу (словесному или звуковому); уточнять свое местонахождение среди ок- ружающих людей и предметов («Я стою за Мишей, позади меня паровозик, около меня Се- режа»). В процессе конструирование из строительного материала и деталей конструктора типа Лего педагог: v предлагает преобразовывать образцы в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов; гаражи для разных машин разных форм и размеров; горки раз- ной высоты с одним скатом и двумя, и т.п.); 92 v поощряет конструирование по собственному замыслу (индивидуальному и кол- лективному) на основе самостоятельного экспериментирования; v инициирует включение готовых конструкций в игру с разными сюжетами; v создает условия для практического экспериментирования поискового характера с новыми деталями конструктора с целью обнаружения самими детьми их свойств; v содействует созданию детьми на одной основе разных поделок; v предлагает детям задачи на достраивание блоков Г-образной конфигурации и формы бруска, сделанных взрослым, с целью получения на одной основе разных конструк- ций (дом, скамейка для отдыха, вертолет, ворота и пр.). Седьмой год жизни Образовательные задачи Развитие символической функции мышления и общих познавательных способно- стей детей: способность выявлять общее и различное, обобщать, прослеживать зако- номерности, классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функцио- нальным); устанавливать простые связи между явлениями и предметами, предсказы- вать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий. Формирование основ патриотизма — любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; уважительного отношения к ее символике — флагу, гербу, гимну. Развитие и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и о взаимосвязях ее компонентов: живых организмов между собой и с различными сре- дами в ближайшем окружении и в других природных зонах (животные и растения тундры, тайги, степи, пустыни и т.п.); о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания; о круговоротах в природе. Формирование системы ценностей, основанной на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; бережного отношения к живой и не- живой природе, воспитание навыков ресурсосбережения (беречь воду, свет, продукты питания и др.); Расширение представлений о профессиях взрослых и стремление ценить его об- щественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные с взрос- лыми трудовые действия. Совершенствование умений применить эталоны в качестве меры конкретных свойств предметов и вещей. Развитие умения анализировать условия функционирования будущей конструк- ции и на основе этого создавать образ конструкции; умения создавать варианты одно- го и того же объекта в соответствии с постепенно усложняющимися условиями. Подведение к пониманию отношений между числами, образованию чисел второго десятка, знакомству с цифрами и некоторыми математическими знаками, измерению с помощью условной мерки; овладение ориентировкой в пространстве и времени. Содержание образовательной работы Для расширения представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира педагог: v выясняет, знает ли ребенок свой возраст и день рождения, свой адрес, телефон и т.п.; предлагает описать свой воскресный день, рассказать о впечатлениях от экскурсии, по- хода в музей или театр, в гости; помогает ориентироваться по дням недели, называть теку- щий месяц; определять время по часам с точностью до получаса;

v с целью обогащения представлений о многообразии окружающего мира, обраща- ется к личному опыту детей, полученному во время поездок и путешествий с родителями, на экскурсиях, в музеях: о наиболее интересных предметах-сувенирах (камнях, ракушках, рас- тениях, куклах, играх и пр.) или событиях (катание на лодке по озеру, с горы на лыжах, на пони и пр.); организует сбор простейших коллекций (открыток, фигурок, марок, других ин- тересных предметов, на основе которых создаются мини-музеи), учитывая индивидуальные предпочтения детей; v знакомит детей с историей семьи, историей детского сада, города — по фотогра- фиям, документам, рассказам; формирует представления о том, что образ жизни людей из- меняется с течением времени: знакомит с тем, как строили города, как были устроены дома людей, какую носили одежду, что ели, где брали продукты и как готовили пищу, чем зани- мались взрослые и дети, на чем они путешествовали и как все это изменилось, максимально включая их собственные представления об этом и расширяя их; v обогащает представления детей об отдельных процессах производства и потреб- ления продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, материалов, из которых сделаны окружающие предметы, о профессиях и занятиях людей, о характере взаимоотно- шений между людьми в процессе труда; v организует самостоятельную, интересную для детей поисково- исследовательскую деятельность (проведение наблюдений, опытов, поиск информации в ли- тературе и т.п.), стараясь не перегружать детей большим количеством отдельных сведений энциклопедического характера, обсуждает с детьми, как устроены разные книги, как ими пользоваться; вместе с детьми находит интересующую детей информацию в детских энцик- лопедиях, словарях и справочниках, тем самым поддерживая уходящий сегодня интерес к такого типа носителям информации; v способствует формированию у детей умения ориентироваться в окружающем ми- ре по символам и знакам; знакомит с основными знаками дорожного движения для пешехо- дов, показывает устройство планов помещений и карт, календарей и ежедневников, расписа- ний и планов на будущее, составляет их вместе с детьми и поощряет к использованию в иг- рах; показывает, как пользоваться дневниками, тетрадями, а также знакомит с деньгами, предлагает делать для игр разных видов игрушечные образцы, придумывать свои знаки и символы. Формируя представления детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, педагог: v знакомит детей с глобусом, показывает, где на глобусе и на карте находятся Рос- сия, Москва, Санкт-Петербург и их город или деревня, с какими странами граничит наша страна, как живут в других странах люди, чем знаменита Россия, чем гордятся другие стра- ны; v знакомит с достопримечательностями родного города, села, России в целом; на- родными промыслами, национальной одеждой и кухней народов России; дает детям сведе- ния о нескольких событиях из истории России, продолжает знакомить с основной символи- кой родного города и государства (флаг, герб, гимн), формирует уважительное отношение к символике России, используя дни государственных праздников и другие городские (сель- ские) мероприятия; v знакомит детей в самых общих чертах в интересной и доступной для них форме с государственным устройством России, с армией, флотом, авиацией, с работой политиков и общественных деятелей; показывает старые вещи и документы, связанные с историей Рос- сии; формирует представления об некоторых современных профессиях (журналист, певец, режиссер, программист и др.). Воспитывает у детей чувство гордости за достижения своей страны, ее граждан, например, первым космонавтом на Земле был россиянин Юрий Гагарин, 94 музыку к известному во всем мире балету «Щелкунчик» написал русский композитор П.И. Чайковский и т.п.; учит осознавать торжественность национальных праздников, радоваться успехам других; v помогает находить причины и следствия событий, происходящих в историко- географическом пространстве; сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени или в другой географической области; выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры и т.д.; v помогает прокладывать на карте маршруты для разыгрывания исторических пу- тешествий: «как для рождественских пряников пряности привезли», «как на ярмарку в Мо- скву товары доставили», «как приехали на Русь мастера Кремль строить» и т.д.; v дает детям сведения о нескольких народах, населяющих Россию, о том, что дети, посещающие группу, могут быть представителями разных национальностей и культур, гово- рить на разных языках; подводит к пониманию того, что жизнь людей устроена по-разному в Африке, на Севере, в Индии и т.д.; что люди могут жить, питаться, одеваться иначе, чем мы привыкли. Для формирования представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы педагог: v более углубленно знакомит детей с объектами неживой и живой природы: камня- ми, песком, глиной, их использованием человеком; свойствами воды, воздуха, ветром — движением воздуха, который способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных судов, помогает человеку переносить жару; сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, к морским ко- раблекрушениям); с почвой и ее ролью в жизни растений; солнцем (свет и тепло), растения- ми, животными; с разнообразием водоемов (река, озеро, море, океан и др.), причинами и по- следствиями их загрязнения и необходимостью охраны, с зависимостью состояния природ- ных объектов с характером деятельности человека; v организует наблюдения детей за поведением животных, учит выделять характер- ные особенности их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т. п.), способы поведения, передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, плавают и могут передвигаться по суше), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насекомыми, семенами, листьями растений и др.); помогает устанавливать общее и различное в их внешнем виде, поведении и приспособлении к окружающей среде; v знакомит детей с тем, что Земля — шар, что она вращается вокруг Солнца, а Луна — вокруг Земли, что есть другие планеты; организует наблюдения за солнцем (где оно всхо- дит и где заходит, какого цвета утренние и вечерние лучи солнца, как зависит яркость от ме- стоположения солнца); рассказывает об освоении космоса и использовании спутников для хозяйственной деятельности человека; создает условия для реализации полученных пред- ставлений в разных видах продуктивной деятельности и в игре детей; v знакомит детей с фактами отрицательного и положительного воздействия челове- ка на природу; с природоохранными территориями (заповедники, природные и националь- ные парки и т. п.), с охраной редких видов животных и растений и причинами их исчезнове- ния (Красными книгами); привлекает детей вместе с родителями к участию в различных природоохранных акциях, экологических праздниках (изготовление и развешивание корму- шек, скворечников, посадка деревьев и других растений, создание природоохранных знаков, празднование Дня птиц, Дня Земли и т.п.); v формирует природоохранные навыки поведения в природных условиях и насе- ленных пунктах, показывая на основе исследовательской деятельности, например, почему нужно уносить мусор с собой после отдыха или бросать в урны; не рвать цветы, потому что пчелам будет негде собирать нектар, а бабочкам — прятаться от птиц и т.п.; 95 Для расширения и обогащения представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира педагог: v использует разные по форме, цвету и величине сомасштабные геометрические фигуры (сенсорные эталоны формы и детали более сложных форм) для конструирования плоскостных изображений, выразительных узоров и многопредметных сюжетных компози- ций; v учит классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (по цве- ту, красочности, привлекательности, обыденности и необычности, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению и т. п.), систематизировать группы предметов по задан- ным и самостоятельно обнаруженным свойствам, описывать словами, что именно было сде- лано; v подводит к пониманию того, как образуются числа второго десятка; учит опреде- лять предыдущее и последующее к названному числу, определять отношения между числами (равенство, неравенство, больше, меньше); определять состав чисел до 10 из двух меньших; v знакомит с цифрами от 0 до 9; знаками: «=» (равно), «» (не равно), «>» (больше),

«<» (меньше);

предлагает составлять и решать несложные задачи на сложение и вычитание (в

пределах 10), пользуясь цифрами и знаками «+», «–», «=»;

учит измерять длину, ширину, высоту предметов, сравнивать их по весу, опреде-

лять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки; учит считать по заданной

мерке (счет со сменой основания), когда за единицу принимается не один, а несколько пред-

метов или часть предмета; делить предметы на несколько равных частей (на 2, 4, 6, 8 и т.д.)

путем сгибания (бумаги, ткани, шнура и др.) с целью установления отношения «часть — це-

лое»;

помогает овладевать ориентировкой в пространстве (используя планы, схемы), в

том числе на листе бумаги, альбома, странице книги; описывать расположение объекта в

пространстве и на плоскости;

развивает единый темп и ритм в общегрупповой работе, где необходимо согласо-

вание действий и сопровождающей их речи (произнесение считалок, рифмовок и др.).

В процессе конструирования из строительного материала и деталей конструкторов

педагог:

реализует развивающую систему обучения конструированию: преобразование об-

разца по условиям (построить мост через реку определенной ширины для транспорта; мост и

для пешеходов и для транспорта; двухэтажный мебельный магазин, пожарную часть для

конкретных машин, такой же дом, что и образец, но чтобы балкон был с той же стороны, что

и вход и пр.), затем — по схемам, а затем — по собственному замыслу детей;

учит детей конструировать знакомые объекты по фотографии, рисунку, схеме, а

также инициирует конструирование по собственному замыслу детей;

содействует в процессе конструирования по условиям формированию у детей

средств построения собственной деятельности (создание замысла, соответствующего усло-

виям, планирование, отбор и «изобретение» новых способов, контроль) и осознание способа

выполнения;

организует коллективное конструирование на основе создания общего замысла и

распределения его содержания между детьми, формирует умение договариваться и строить

совместную деятельность;

предлагает детям задачи проблемного характера: достраивание блоков разных

конфигураций (Г-образная, Т-образная, П-образная фигуры и т. п.), сделанных взрослым, с

целью создания разных конструкций на одной и той же основе, а также выразительных и

оригинальных «образов» (конструкций), включение их в более широкий контекст; v учит встраивать в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т.п., использовать созданные конструкции в иг- рах; v способствует развертыванию детских игр с использованием полученных конст- рукций

15 августа 2015 в 20:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.