МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Солнышко пгт Черноморское Республика Крым

физическое развитие.показатели развития ребёнка к 5 годам (Истоки)

 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 Четвертый год жизни

 Образовательные задачи

  Формирование правильной осанки, гармоничного телосложения; развитие мелкой моторики; Обогащение двигательного опыта разнообразными видами физических уп- ражнений и подвижных игр. 74

Содействие правильному выполнению движений в соответствии с образцом взрослого (правильное положение тела, заданное направление); способствование раз- витию произвольности выполнения двигательных действий;

  Формирование умения выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмич- но и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие.

Приобщение детей к отдельным элементам спорта.

  Формирование начал полезных привычек. Содержание образовательной работы Во время подвижных игр, на занятиях, утренней гимнастике, прогулке педагог про- должает формировать и закреплять основные виды движений. Ходьба: в колонне, по кругу, парами друг за другом, в разных направлениях; врассып- ную на носках; высоко поднимая колени; «змейкой», с остановкой (по сигналу воспитателя). Бег: в колонне, по кругу по одному и парами (держась за руки); непрерывный бег длительностью до 1 минуты; быстрый бег до 10—20 м; бег в медленном темпе до 160 м. Ползание, лазание: ползание на четвереньках по прямой (6 м); под предметами и во- круг них; ходьба на четвереньках; подлезание под предметы, перелезание через них; проле- зание в обруч; лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке удобным для ребенка способом. Прыжки: на месте; с продвижением вперед (2—3 м), через линии, невысокие предме- ты; в длину с места (до 40 см); спрыгивание с высоты (10—15 см) на мат или в яму с песком, удерживая равновесие. Катание, бросание и ловля, метание: катание мячей, шаров в определенном направ- лении; между предметами и с попаданием в предметы (расстояние до 1,5 м); подбрасывание и ловля мяча двумя руками; ловля мяча после удара об пол (2—3 раза подряд); метание предметов в горизонтальную цель снизу и от груди двумя руками или одной рукой (правой и левой); в вертикальную цель и на дальность правой и левой руками (расстояние до 2 метров). Для развития равновесия и координации движений с детьми педагог проводит сле- дующие общеразвивающие упражнения — для рук и плечевого пояса: поднимание рук перед собой, вверх, в стороны; опускание рук вниз, вращение кистями рук; сжимание, разжимание пальцев рук; хлопки перед собой, над головой; — для туловища: повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны; выполнение разно- образных движений руками, ногами, туловищем в положении сидя и лежа; — для ног: движения выпрямленной ноги вперед, в сторону, назад на носок; приседание, полуприседание, с опорой. Упражнения в построении и перестроении: в колонну, в круг, в шеренгу (с помощью вос- питателя, по ориентирам); повороты направо, налево. Ритмические (танцевальные) движения. Воспитатель использует материал из раздела «художественно-эстетическое развитие». Катание на санках. Катание друг друга с невысокой горки, по ровной поверхности. Скольжение по ледяной дорожке. Прокатывание детей по утрамбованному снегу, ледяной дорожке с помощью взрослого для развития равновесия. 75 Приобщая детей к некоторым видам спорта, воспитатель организует: — ходьбу на лыжах (приседание, сохраняя равновесие; переступание; попытки скольжения). — езду на трехколесном велосипеде: по прямой, по кругу, с поворотами. — плавание (при наличии условий): безбоязненное вхождение в воду, плескание, по- гружение в воду лица и головы.

 Игры в воде: «Догоните меня», «Поймай рыбку», «Сделаем дождик», «Нос утонул», «Кораблики», «Фонтан». Педагогом также проводятся подвижные игры: «Проползи — не задень», «Мыши в кладовой» (на развитие гибкости); «Кто дальше бросит», «Лягушки», «Поймай комара», «Зайчата», «Через ручеек» (на развитие силы мышц); «Бегите к флажку», «Автомобиль» (на развитие выносливости); «Сбей булаву», «Подбрось — поймай», «Пробеги как мышка, пройди как мишка», «Жмурки», «Поймай — прокати», «Пройди — не задень» (на развитие ловкости); «Лохматый пес», «Найди свой домик» (на развитие быстроты). Представленные подвижные игры могут быть дополнены по усмотрению воспитателя. 

Для становления ценностей здорового образа жизни педагог:

 v формирует у детей умение самостоятельно и правильно мыть руки с мылом после прогулки, игр и занятий, туалета (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, 1—2 раза намыливать их до образования пены с последующим смыванием); постоянно следить за их чистотой; мыть лицо, сухо его вытирать; показывать и объяснять детям, как чистить зубы мягкой щеткой и детской зубной пастой (научить ребенка накладывать слой зубной пасты на поверхность щетки, чистить зубы — верхний ряд движениями сверху вниз, нижний — дви- жениями снизу вверх; заканчивать процедуру движениями в обе стороны вдоль зубного ря- да); обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, спускать воду из бачка для слива;

 v приучает детей пользоваться ложкой, салфеткой; тщательно пережевывать пищу; по- лоскать рот после приема пищи питьевой водой; 

 побуждает детей обращать внимание на свой внешний вид; самостоятельно устранять беспорядок в одежде, в прическе, пользуясь зеркалом, расческой; учит пользоваться носовым платком. 

v организует закаливание сочетанием воздушных ванн, водных процедур, воздействи- ем ультрафиолетовых лучей. Закаливание воздухом происходит во время утренней прогулки, при выполнении физических упражнений на воздухе, на занятиях физической культурой, по- сле дневного сна.

 Пятый год жизни

Образовательные задачи

Формирование умений правильно выполнять основные движения.

  Развитие элементов произвольности во время выполнения двигательных заданий. Развитие координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, ритмичности, глазомера.

  Стимулирование естественного процесса развития физических качеств — ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости.

  Воспитание личностных качеств (активность, самостоятельность, инициатива). Знакомство с некоторыми правилами охраны своего здоровья.

Представление необходимости выполнения правил личной гигиены. Создание условий для выполнения всех выполнения всех видов движений, вызывающих у детей мышечное и эмоциональное чувство радости. 76 Содержание образовательной работы Педагог формирует умение детей правильно выполнять основные движения. Ходьба: в разных направлениях; на пятках, на носках, высоко поднимая колени, при- ставными шагами в стороны, вперед, назад; чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; с остановкой на сигнал, с поворотами, со сменой ведущего. Ходьба со сменой темпа и на- правления; сменой положений рук; на ограниченной, наклонной поверхности; сохраняя рав- новесие. Бег: в колонне, по кругу — по одному и парами (дети не держатся за руки). Бег на носках; широким шагом; с забрасыванием голени назад; с обеганием предметов; со сменой направления и темпа; с ускорением и замедлением; с ловлей и увертыванием; с преодолени- ем препятствий; с сохранением равновесия после внезапной остановки; челночный (2— 3x5м.). Непрерывный бег до 1,5 мин; быстрый бег на 30 м; со средней скоростью 40—60 м; бег в медленном темпе по пересеченной местности на расстояние до 200—240 м.

 Ползание, лазание:

 проползание на четвереньках по прямой до 10 м; между предмета- ми; по наклонной поверхности; на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь рука- ми; лазание по лесенке-стремянке; гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чере- дующимся шагами; передвижение по рейкам гимнастической стенки приставным шагом вправо и влево.

 Прыжки: с продвижением вперед (на 2—3 м); с поворотом вправо, влево; на одной ноге (правой, левой ). Прыжки с короткой скакалкой (произвольно); спрыгивание с высоты 20—30 см на мат или в яму с песком. Прыжки в длину с места не менее 70 см. Катание, бросание и ловля, метание: ловля мяча после удара о пол, о стену; отбива- ние мяча правой или левой рукой; прокатывание по полу обычных и набивных мячей (весом 0,5 кг.). Для развития равновесия и координации движений педагог проводит с детьми сле- дующие общеразвивающие упражнения: — для рук и плечевого пояса: попеременное и одновременное поднимание рук перед собой, вверх, в стороны; размахивание руками вперед — назад; сведение рук за спиной; сги- бание и разгибание; круговые движения прямыми и согнутыми в локтях руками; хлопки ру- ками над головой, за спиной. — для туловища: наклоны, повороты, прогибание, выгибание спины в упоре стоя на коленях в сочетании с различными движениями рук, ног; перевороты со спины на живот и обратно. — для ног: поочередное поднимание прямой, согнутой ноги вперед, в сторону, назад; приседание, полуприседание без опоры, с разным положением рук; удерживание ног под уг- лом одновременно и поочередно в положениях сидя, лежа; сгибание, разгибание, разведение ног; оттягивание носков, сгибание стоп, вращение стопами. Упражнения в построении и перестроении: самостоятельное построение в колонну, подгруппами и всей группой, в круг, в пары, в шеренгу; перестроение в звенья. Ритмические (танцевальные) движения (использует материал из раздела «художест- венно-эстетическое развитие»). Катание на санках: поднимание на горку, везя за собой санки; катание с горки; тор- можение; катание одного ребенка двумя детьми. 77 Скольжение по ледяным дорожкам: скольжение по короткой наклонной ледяной до- рожке с помощью взрослого; скольжение по горизонтальной ледяной дорожке, оттолкнув- шись с места и после короткого разбега (3—5 шагов) с помощью взрослого. Приобщая детей к некоторым видам спорта, воспитатель организует: v ходьбу на лыжах: стояние на лыжах, приседание на лыжах («пружинки»), сохраняя равновесие; скольжение на двух лыжах после разбега; v езду на трехколесном велосипеде: делая повороты налево и направо; по кругу, объез- жая предметы; торможение и остановка, с использованием игровых элементов; v плавание (при наличии условий): ходьба, бег в воде глубиной по грудь, друг за дру- гом, парами; наперегонки; передвижение по дну водоема на руках (ноги выпрямлены) впе- ред, вправо, влево; выпрыгивание из воды, приседание, погружение в воду с головой; погру- жение в воду с задержкой дыхания; открывание глаз в воде, поднимание предметов со дна водоема; глубокий вдох и последующий выдох в воду; скольжение на груди и на спине с по- мощью взрослого и самостоятельно; движение руками и ногами на суше и в воде, как при плавании «кролем»; выполнение движений ногами в сочетании с выдохом в воду. Педагог также организует подвижные игры, направляет на дальнейшее развитие и со- вершенствование основных и специализированных движений детей, применяет их как «на- чальную школу» формирования важнейших двигательных качеств.

 Проводит следующие подвижные игры: «Лошадки», «Ловишки», «Мышки в норках», «Котята и щенята» (на раз- витие гибкости); «Подпрыгни повыше», «Лягушки», «По дорожке на одной ножке», «Под- брось повыше» (на развитие силы мышц) «Гуси-лебеди», «Пятнашки», «Найди себе пару» (на развитие выносливости); «По узкой дорожке», «Пилоты», «Попади в цель», «Прокати в ворота», «Перелет птиц», «Кольцеброс» (на развитие ловкости); «Перемени предмет», «Кто быстрее до флажка», «Не опоздай», (на развитие быстроты).

Педагог продолжает развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки и содействует усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа жиз- ни. С этой целью педагог: v совершенствует ранее приобретенные детьми навыки; расширяет у детей объем зна- ний и представлений о здоровом образе жизни: одеваться по погоде, регулярно гулять, зани- маться зарядкой, не нарушать режим; v содействует выработке полезных привычек: учит детей следить за чистотой тела (на- поминать ребенку о необходимости мыть руки после пребывания на улице, после посещения туалета, перед едой; ежедневно мыть лицо, шею, ноги), следить за опрятностью одежды, прически; v поручает следить за порядком и чистотой мест для занятий, игр, прогулки; v приучает детей принимать и сохранять правильную, удобную позу за столом; v организует закаливание детей с использованием различных средств: воздушных ванн, водных процедур, воздействием ультрафиолетовых лучей, с учетом их индивидуальных осо- бенностей и состояния здоровья.

 ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 5 ГОДАМ

Здоровье

 Проявления в психическом развитии:

• хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;

 • стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость;

• стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами). 

Проявления в физическом развитии: 

• развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила);

 • сохраняет статическое равновесие (от 15 с), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой); • подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз); 

• прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия; • бегает свободно, быстро и с удовольствием, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их; • бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок удобной рукой на 5—8 м; • хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку; • накапливается резерв здоровья (снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений); 

• активен, хорошо ест и спит;

 • владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).

 Символико-моделирующие виды деятельности

 Сюжетно-ролевые игры: 

• стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры; 

• самостоятельно организует предметно-игровую среду; 

• в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач; • действия в игре все больше замещает словом («Уже поели, а теперь отправляемся в путешествие»);

 • использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми; 

• индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.

 Режиссерские игры: • берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре; • создает и проигрывает целостные сюжеты; • удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя развернутую речь. 

Народные игры: 

• четко соблюдает правила игры и получает удовольствие от их выполнения («Ручеек», «Бояре», «Колечко» и др.);

 • испытывает чувство радости от принадлежности к группе сверстников, принятия его другими детьми (выбрали в пару, в качестве ведущего и т.д.). 

Дидактические игры: 

• стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта);

 • умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ориентация на условия действия). Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация): 

• в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из городской и сельской жизни, сказочные образы;

 • речь (замысел) предвосхищает создание рисунка;

 • использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.); • создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других).

 Конструирование: 

• создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;

 • применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы и др.);

 • пользуется обобщенными способами конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и извлечение лишнего для получения новой целостности); • участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения интерьера, игры и др.). 

Самообслуживание и элементы труда 

• владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.);

 • распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурного по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержании порядка в групповой комнате; • стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.). 

Общение

 Общение со взрослым: 

• инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей; • поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.); • умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; • в общении проявляет уважение к взрослому. 

Общение со сверстниками: • способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья); • проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности; • умеет договариваться со сверстниками;  • проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).

 Речь

 • свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения; • может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам); • употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения; • использует речь для планирования действий; • понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии); • свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости; • проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений; • по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из теле- передач, книг и др.); • рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом; • имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).

 Познавательное развитие

 Ориентировка в окружающем: 

• знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес; • имеет представление о России как своей стране; • узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн); • интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.); • имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных; • имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.); • знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.); • имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, сказать, что этот человек делает; • ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.); • понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени (воскресенье, отпуск, праздник и др.); • обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы. 

Экспериментирование: 

• проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность;

 • находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий поискового характера; • устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям — гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных предметов в воду — тонет, не тонет и др.). Развитие обобщений: • обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы); • объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.); • имеет представления об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры); • владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает музыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.).

 Эмоциональные проявления

 • инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.); • хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений, и в то же время некоторой сдержанностью эмоций (владеет социально приемлемыми способами выражения бурной радости, гнева, злости, страха); • способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности, поддается уговорам воспитателя; • проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.); • с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается; • осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.). Базисные характеристики личности ребенка 5-ти лет

 В младшем дошкольном возрасте (к 5 годам) складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности. Компетентность. Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. Интеллектуальная компетентность характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки» интересуются причинно- следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности. 82 В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами. Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию движений. Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков. Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.). Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое видение в рисунках, поделках из природного материала и т.д. Может использовать эти образы в игре, выразительном движении, при сочинении сказок. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт. Инициативность проявляется в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к взрослому и сверстникам, организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными), организации предметной среды для самодеятельных игр, использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности. Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых), защищать свою позицию. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным.  

15 августа 2015 в 20:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.