МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Солнышко пгт Черноморское Республика Крым

образовательная программа истоки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИСТОКИ

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Издательство «Творческий Центр Сфера» Москва 2014

2 УДК 373 ББК 74.100 И89

Ответственный редактор — доктор исторических наук, профессор М.Н. Лазутова, пер- вый заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования». Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н. Иванкова Р.А., Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н., Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунта- ева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В. Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова Программа доработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е., Ка- чановой И.А., Кондратьевой Н.Л., Лыковой И.А., Нехорошкиной О.В., Родиной Н.М., Рыча- говой Е.С., Трифоновой Е.В., Урадовских Г.В. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с. ISBN 978-5-9949-1042-9

 Программа «Истоки» переработана в соответствии с Федеральным государственным обра- зовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретиче- ские положения, признанные всем научным сообществом. Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разно- стороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апро- бирована широкой практикой. © Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др., 2014 © ООО «ТЦ Сфера», 2014 3 Паспорт примерной образовательной программы Наименование Программы — «Истоки» Уровень / направленность ПООП — примерная образовательная программа дошкольного образования Возраст воспитанников — от рождения до 7 лет Заказчик ПООП — ООО «Творческий Центр Сфера» Аннотация содержания ПООП — Программа «Истоки» переработана в соответствии с Фе- деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, признанные всем научным сообществом. Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образо- вания, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллекту- альных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного про- цесса, показатели развития и базисные характеристики личности ребенка, необходимые ус- ловия для реализации программы. В программе имеются 4 приложения: по обучению второ- му языку, с музыкальным, литературным и художественным репертуаром для детей разного возраста. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апро- бирована широкой практикой. Текущий статус ПООП: действующая Реквизиты утверждения и одобрения ПООП, а также изменений, вносимых в ПООП Наименование и контактные реквизиты учебно-методического объединения, организо- вавшего разработку ПООП (при необходимости) Лаборатория общего и дошкольного образования ГБНУ «Московский институт развития об- разования» 105318, Москва, Семеновская пл., д. 4 Раб. тел. 8-499-369-01-93, E-mail:miro.mos.edu@gmail.com Наименования и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экс- пертизу ПООП Номер ПООП в реестре

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Предлагаемый вариант программы «Истоки», получившей широкое общественное признание1 , позволил привести ее содержание в соответствие с Федеральным государствен- ным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), основной целью которого является формулирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей. Назначение Программы — научно-методическая поддержка практиков в освоении со- держания ФГОС ДО и его грамотной реализации. Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разносторонне- го развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсаль- ных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специ- фике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогаще- ние детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе. Генеральной линией Федерального государственного образовательного стандарта до- школьного образования является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, от- ношениях, общении. Все это делает содержание дошкольного образования базисным и мно- гоаспектным (а не предметным, как в школе). В такое содержание образования входят: — информация из разных областей действительности, которое в результате активного присвоения ребенком становится знанием (знание — субъектно); — способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой); — способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях, — набор определенных личностных качеств. К последним относятся: активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, то- лерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамот- но вести себя в природном окружении и т.п. Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогиче- ской науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий. 1. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного про- цесса (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.), который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п. В до- школьном возрасте реализация деятельностного подхода имеет свою специфику — ребенок развивается только в развивающейся деятельности, поэтому основное внимание педагога на- правляется не столько на достижение результата (красивый рисунок, аккуратная поделка и т.п.), сколько на организацию самого процесса деятельности, который для самого ребенка имеет самоценное значение, и характеризуется многократными пробующими действиями с 1 Авторский коллектив программы является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку «Системы инновационного программно- методического обеспечения дошкольного уровня образования», стержнем которого является программа «Истоки». 5 целью нахождения решения, что приносит ему большое эмоциональное удовлетворение и формирует новые познавательные мотивы. 2. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специ- фически детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификаци- ей обучения с целью подготовки детей к школе. А.В.Запорожец подчеркивал непреходящее значение дошкольного периода детства, в период которого закладываются такие ценнейшие человеческие качества, которые впоследствии войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности» (А.В.Запорожец). Особенное звучание сегодня имеют два положения этой теории. А. О развитии и саморазвитии ребенка. Последнее связано с необходимостью созда- ния условий для волеизъявления каждого ребенка (выбор деятельности, темы, средств, спо- собов, партнеров и т.п.). Это позволяет развивать и поддерживать индивидуальность ребен- ка, его самодостаточность. Б. О появлении «умных» эмоций, которые возникают в результате большого удовле- творения от преодоления самими детьми тех или иных трудностей, возникающих в процессе решения разного рода проблемных задач. А.В. Запорожец и Т.П. Хризман, изучая развитие эмоциональной сферы детей, показали, что эмоциональная составляющая процесса преодо- ления играет особую роль в познавательной активности ребенка. 3. Фундаментальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии, которое состоит в том, что ребенок-дошкольник способен учиться «по программе взрослого» лишь в той степени, насколько эта программа становится его собственной, что возможно че- рез создание «зоны ближайшего развития», опирающейся на потенциальные возможности ребенка, которые раскрываются и присваиваются в его совместной со взрослым деятельно- сти. Роль взрослого велика, но она меняется в зависимости от возраста детей и, конечно же, от предлагаемого детям содержания. По отношению к детям младшего дошкольного возрас- та влияние взрослого носит преимущественно непосредственный характер, а старшего — бо- лее опосредованный. Опосредованное влияние осуществляется двумя основными путями: А. Через организацию обучающегося детского сообщества (В.В.Рубцов, А.Г.Ас- молов), которое позволяет каждому ребенку чувствовать себя умелым, знающим, способным за счет того, что он имеет постоянную возможность обратиться за необходимой помощью к другим детям или ко взрослому. Это снимает у детей излишнюю тревожность и формирует у ребенка чувство самодостаточности и определенной независимости, без чего невозможно говорить о полноценном личностном развитии ребенка. Б. Через использование специально отобранных взрослым развивающих объектов для самостоятельной деятельности, обладающих свойством автодидактизма (М. Монтессори, А.П. Усова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова). Работы по изучению «ис- следовательского поведения» детей (А.Н. Поддьяков) показали, что действуя с объектами, выстроенными в определенной системе, дети сами способны выделять скрытые свойства объектов и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. 4. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина, на которую опирается ФГОС ДО, выде- ляя три основных возраста (младенческий, ранний, дошкольный) с их спецификой развития на каждом этапе, которая прежде всего определяется типом ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Разрабатывая программу, авторы опирались также на результаты работ М.И.Лисиной (проблемы общения), Н.М.Аксариной и Н.М.Щелованова (развитие детей раннего возраста), использовали данные своих многолетних исследований (Н.Н.Поддьяков, С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, К.В.Тарасова, Т.И.Осокина и др.). Коллектив авторов развивает идеи своих учителей — ученых, создавших фундамент современной системы отечественного дошколь- ного воспитания: А.В.Запорожца, А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Л.А.Венгера, Ф.А.Сохина, М.Ю.Кистяковской, Н.П.Сакулиной, А.М.Фонарева, Н.А.Ветлугиной, В.Г.Нечаевой и др. Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагоги- ческих технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отно- 6 шения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагоги- ческих задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход по- зволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс. В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый пси- хологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения меж- ду ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетель- ствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрас- ты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенчество (от рождения до года) и ран- ний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз — младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. У каждого психологического возраста есть своя миссия, определяемая генетической задачей развития, которая появляется в результате противоречий, возникающих в системе отношений ребенок-взрослый. Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода на следующий возрастной этап. Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие. В каждой образовательной области сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6—7 годам), а образовательные задачи и содержание образо- вательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к календарным воз- растам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных об- ластей, заданных ФГОС ДО (п. 2.6.) Предлагаемое программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Они отличаются многообразием: показ и объяснение, постановка задач проблемного характера, проведение экскурсий, бесед, организация детского экспериментирования как с предметными, с природ- ными объектами, так и с текстами, использование игровых приемов, мотивирующих дея- тельность детей и пр. Они отвечают как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач. В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеоб- разные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культур- ном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общече- ловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданствен- ности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания. В резуль- тате у детей формируется готовность к совместной деятельности; происходит становление самостоятельности, произвольности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В содержании образовательной области «Познавательно развитие» к главным зада- чам относятся: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; формирование средств и способов познавательных действий, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.; развитие воображения, образного мышления и творческой активности; формирование первичных 7 представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отноше- ниях; о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечест- венных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Особое внимание уделяется практической деятельности по познанию разных свойств объектов, и конструированию, в процессе которо- го у детей формируется универсальная умственная способность по построению разных цело- стностей (конструкций, текстов, сюжетов и пр.) Детское экспериментирование представлено практически во всех областях как одно из важнейших средств самостоятельного познания. Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества. Оно имеет специфику, связанную с освоением языка, словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как уст- ной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для форми- рования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искус- ства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; а также развития образ- ного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства (фольклор, лите- ратура, музыка, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) и реализации само- стоятельной творческой деятельности детей. Содержание этой области представлено в таких разделах как «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музы- ка», «Художественное конструирование». Содержанием образовательной области «Физическое развитие» является: совершен- ствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двига- тельной деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы организма — выполнение упражнений, направленных на развитие таких физиче- ских качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленно- сти и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, зака- ливании, при формировании полезных привычек и др.) 

Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах: 

1. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как прояв- ление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться 

языку. Нельзя пропустить этапы введения ба- зовой лексики, обучения основам фонетики, задания образцов устной речи. Однако в зави- симости от возраста детей языковой, коммуникативный материал преподносится в форме, наиболее эффективной для усвоения конкретного содержания на данном этапе. Поэтому воз- растной подход к отбору, распределению и отработке материала должен быть тесно связан с методикой преподавания. Образовательные задачи Воспитание интереса и уважения к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке, формирование навыков разумного и обос- нованного поведения при взаимодействии языков и культур, развитие навыков социальной межкультурной коммуникации. Овладение детьми первичной коммуникацией на другом языке, формирование элементарных навыков общения, достижения коммуникативных целей при ог- раниченном владении вторым языком, приобретение первоначальных навыков устной речи на втором языке. Содействие приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонети- ческого, словесного, идиоматического, системного, частично морфологическо- го и синтаксического строения иноязычной речи). Развитие металингвистиче- ских способностей детей (привычки анализировать свою речь, осмыслять ее состав). Содержание образовательной работы Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык. Цели взрослого для него слишком абстрактны. Мотивация дошкольника действует по принципу «здесь и теперь», т. е. ребенок не задается отдаленными целями. Поэтому весь процесс по- стижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познава- тельных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и другими детьми. Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредствен- ным участником. Мотивами совместной деятельности на втором языке могут быть радость и 147 удовольствие от общения, взаимодействия, сотворчества со взрослым и сверстниками. Ис- пользуются игровые ситуации, в которых изучаемый язык выполняет свою функцию — быть средством общения. Отдельные речевые действия совершаются в соревновательных, вооб- ражаемых, занимательных и тому подобных игровых обстоятельствах. Второй язык выступа- ет как условие, благодаря которому реализуется совместная деятельность. Если обучение ведет носитель языка, говорящий на языке, отличающемся от родного языка детей, то он: — дает образец иноязычного речевого поведения, приобщает к традициям своей куль- туры; — наглядно объясняет и описывает явления второго языка, речи в предметно- практических видах деятельности и повседневной жизни; — выстраивает образовательную деятельность как концентрированную форму обще- ния на втором языке. Если обучение ведет преподаватель языка, владеющий одновременно и родным язы- ком детей, то он: — является основным источником металингвистических знаний об изучаемом языке; — владеет сведениями о возможных ошибках детей в новом языке и знает, как их предотвратить или преодолеть; — организует образовательную деятельность по второму языку как событие, как творческий акт. Воспитатель, преподающий второй язык наряду с выполнением обычных повседнев- ных обязанностей: — реализует образовательную программу дошкольного образования; — дает образец иной речи и иноязычной культуры; — создает атмосферу, в которой дети овладевают способностью сосуществовать в мультикультурном сообществе; — рассматривает образовательную деятельность как особый тип общения с детьми, как своеобразную деятельность по усвоению языка. Достижения ребенка в процессе усвоения второго языка связаны с методикой обуче- ния, с количеством времени, затраченного на преподавание, со стилем взрослого, ведущего обучение, и с индивидуальными качествами ребенка, изучающего второй язык. Уровень ов- ладения дошкольниками вторым языком определяется реальным возрастом ребенка, време- нем начала обучения и объемом преподавания. Хорошие результаты появляются тогда, когда согласуются усилия дошкольной образовательной организации и родителей. От дошкольника, в силу специфики его возраста, нельзя требовать умения полноцен- но общаться, понимать и говорить на ином языке, но важно воспитывать стремление вести себя адекватно, уверенность в том, что он сможет понять и высказать свою мысль на изучае- мом языке. К концу дошкольного возраста ребенок может: — ситуативно понимать речь взрослого и других детей; — выполнять распоряжения по ходу действия игры или другой деятельности; — отвечать на вопросы других участников общения, а также незнакомых взрослых, в том числе носителей языка; — задавать вопросы на изучаемом языке; — рассказывать стихотворения, рифмовки, считалки, петь песенки на втором языке; — давать указания и кратко описывать предметы и явления; высказывать предполо- жения; — создавать как отдельные осмысленные высказывания, так и цепочку высказываний, связанных между собой логически. Таким образом, ребенок сможет осмысленно осуществлять речевые действия и поль- зоваться вторым языком как реальным средством общения в доступном его пониманию объ- еме.

Приложение 2 ПРИМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР Для детей первого года жизни Колыбельные песни, плясовые: народные мелодии «Ах вы, сени», «Из-под дуба», «Юрочка», «Барыня», «Уж я золото хороню» и т. п. Песни для слушания: «Где ты заинька?», «Колыбельная», «Петушок». Игры: «Маленькие прятки за платочек», «Как у наших у ворот» (игра-пляска). Музыкально-двигательные показы: «Колыбельная» (качают куклу), «Маленькие ла- душки», «Маленькая кадриль»), «Лошадка», «Птичка», «Шарик мой голубой» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой), «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой), «Кошка» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель), «Куколка» (муз. М. Красева, сл. Л. Мироновой), «Бубенчики» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долина), «Сорока» (рус. нар. при- баутка), «Идет коза» (рус. нар. песня), «Топ-топ» (муз. М. Красева). Для детей второго года жизни Попевки: «Поет, поет, моя Танечка» (рус. нар. мелодия, сл. Т. Бабаджан); «Прилетай- те, птички» (укр. нар. мелодия, сл. И. Плакиды). Песни: «Птичка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Шмаковой); «Петушок» (рус. нар. приба- утка в обр. М. Красева); «Кошка» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель); «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой); «Баю-баю» (муз. М. Красева, сл. М. Чарной); «Ма- шенька-Маша» (муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невелыштейн). Песни и пьесы для слушания: «Воробей» (муз. А.Руббаха), «Мишка» (муз. Г.Фрида), «Лошадка» (муз. Н.Потоловского) и др. Игровые упражнения, игры: «Ладушки» (рус. нар. мелодия, сл. Блуменфельд); «И ку- мушки, и голубушки» (рус. нар. мелодия в обр. М. Раухвергера); «Барабан» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой, автор игры Т. Бабаджан); «Погремушки» (укр. нар. мело- дия в обр. М. Раухвергера); «Гопачок» (укр. нар. мелодия в обр. М. Раухвергера) игровое уп- ражнение с погремушками; «Мячик» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Френкель, автор игры И. Плакида ,вариант игры Н. Фок); «Колечки» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель, ав- тор игры Т. Бабаджан). Пляски: «Ай-да» (муз. В. Верховинца, сл. и движ. Г. Ильиной); «Гопачок» (укр. нар. мелодия в обр. М. Раухвергера); «Микита» (белорус. нар. мелодия в обр. С. Полонского, сл. и движ. М. Александровской); «Юрочка» (белорус. нар. песня в обр. Ан. Александрова). Для детей третьего года жизни Песни: «Птичка» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой); «Петушок» (рус. нар. песня в обр. М. Красева); «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой); «Киска» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель); «Осенью» (укр. нар. мелодия в обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды); «Машенька-Маша» (муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невелыптейн); «Пришла зима» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи); «Песня про елочку» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова); «Дождик» (рус. нар. прибаутка в обр. Г. Лобачева, сл. А. Барто); «Солнышко» (укр. нар. песня в обр. Н. Метлова, сл. Е. Переплетчиковой). Музыка для слушания: «Воробей», «Автомобиль» (муз. М. Раухвергера); «Зайчик», «Барабан», «Мячик», «Самолет» (муз. Г. Фрида); «Медведь», «Кошка» (муз. Е.Тиличеевой); «Барабан» (муз. Д.Кабалевского) и др.; «Вот уж зимушка проходит» (рус. нар. мелодия в обр. П. Чайковского, сл. Т. Мираджи); «Белочка» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой); «Ласковая песенка» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи); В. А. Моцарт Анданте до мажор (из катало- га Л.Кехеля, № 1а); В. А. Моцарт Аллегро до мажор (из каталога Л. Кехеля, № 16); И. С. Бах 149 «Шутка» из оркестровой сюиты № 2 си минор; Л. Бетховен Багатель ля минор, опус 119, № 9; П. Чайковский «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом»; Э. Григ «Танец эльфов» из цикла «Лирические пьесы»; Слушание в игровой форме: «Кто это?» (автор И. Плакида); «На чем приехал гость?» (автор И. Плакида). Упражнения: на различение характера двух контрастных произведений «Марш» (муз. Э. Парлова) и «Бег» (муз. Е. Тиличеевой), «Зайка» (муз. К. Черни) и «Мишка» (муз. Г. Фрида); на различение двухчастной контрастной формы «Игра с бубном» (нар. мелодия «Гопачок» в обр. М. Раухвергера); упражнение с султанчиками или с платочками (рус. нар. песня «По улице мостовой» в обр. Т. Ломовой); «Погремушки» (муз. М. Раухвергера); уп- ражнения на различение динамических оттенков «Как мы умеем хлопать» (муз. Ф. Шуберта Экоссез); «Упражнение с султанчиками» (муз. Ф. Шуберта Экоссез). Пляски: «Русская плясовая» (рус. нар. мелодия «Из-под дуба», сл. И. Грантовской); «Калинка» (рус. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой, сл. В. Петровой); «Приглашение» (муз. В. Жубинской, сл. И. Плакиды). Музыкальные игры: «Прятки» (рус. нар. песня «Лен», игра под редакцией Т. Бабаджан); «Погремушки» (муз. М. Раухвергера, автор игры Т. Бабаджан); «Веселые прятки» (муз. В. Петровой, авторы игры Н. Кругляк и В. Петрова); «Зайки» ( «Зайчик» в обр. М. Красева и рус. нар. песня «Заинька» в обр. Н. Римского-Корсакова, игра под ред. Т. Бабаджан); «Веселые гуси» (рус. нар. песня «Веселые гуси», авторы игры Н. Комиссарова и В. Петрова); «Аленка» (рус. нар. песня «Во саду ли, в огороде», автор игры И. Грантовская). Игры для праздничных утренников: «Листопад» (авторы игры Т. Мираджи, И. Грантовская); «Зайки-шалунишки и косолапый мишка» (рус. нар. мелодия, автор И. Грантовская); «Птички и кот» (муз. Н. Римского-Корсакова, авторы игры И. Плакида, И. Грантовская); «Петрушка» (муз. Д. Шостаковича, Ф. Флотова, В. Петровой, автор игры В. Петрова). Для детей четвертого года жизни Слушание музыки: В. Калинников «Грустная песенка» (оркестр); П. Чайковский, «Осенняя песнь»; С. Рахманинов «Итальянская полька» (ф-но или оркестр); М. Глинка «Дет- ская полька» (оркестр или ф-но); П. Чайковский, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щел- кунчик» (оркестр); А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» (оркестр); В. А. Моцарт, «Весенняя» (сопрано или детский хор); И. Гайдн, «Детская симфония» 1 часть (оркестр); Б. Флисс, «Колыбельная» (детский хор); Р. Шуман, «Смелый наездник» (ф-но); «Подснеж- ник» из цикла «Времена года» (ф-но); Д. Шостакович «Полька» из Первой балетной сюиты (оркестр); С. Прокофьев, «Дождь и радуга», «Пятнашки» (ф-но); Г. Свиридов «Попрыгунья», «Упрямец», «Музыкальный ящик» (ф-но); С. Слонимский «Кузнечик» (ф-но); В. Агафонников, «Танечка, баю-баю-бай», «Драчун», «Обидели», «Сани с колокольчиками» (ф-но); рус. нар. песни: «Ах, вы, сени», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я» (рус. нар. хор и оркестр). Пение: «Ладушки» (рус. нар. прибаутка в обр. Н. Римского-Корсакова); «Сорока — сорока» (рус. нар. прибаутка); «Петушок» (рус. нар. прибаутка в обр. М. Красева); «Жучка» (муз. Н. Кукловской, сл. С. Федорченко); «Кошка, как тебя зовут» (муз. М. Андреевой, сл. Г. Сапгира); «Плачет котик» (муз. М. Парцхаладзе, сл. П. Синявского); «Петушок» (муз. Ю. Тугаринова, сл. М. Павловой); «Петушок» (рус. нар. песня в обр. М. Красева); «Зайчик» (рус. нар. песня в обр. Г. Лобачева); «Колыбельная зайчонка» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); «Елочка» (муз. М. Красева, сл. 3. Александровой); «Птичка» (муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто); «Маленькая Юлька» (словенская нар. песня в обр. Е. Туманян, рус. текст 3. Александровой); «Куколка Маша» (муз. и сл. С. Невельштейн); «Шапка да шуб- ка» (рус. нар. прибаутка); «Солнышко, встань!» (муз. А. Филиппенко, сл. нар.). Музыкальное движение 150 Игровые упражнения: «Кто хочет побегать?» (лит. нар. песня в обр. Л. Вишкарева); «Ходьба и бег» (латв. нар. мелодия); «Бегаем парами» (укр. нар. мелодия «Метелица» в обр. А. Алябьева); «Бодрая ходьба» (Л. Абелян); «Марш», «Весело шагаем» (Ж. Бизе «Хор маль- чиков из оперы «Кармен»); «Ветерок и ветер» (Л. Бетховен «Лендлер»); «Гордый петушок развеселился» (франц. нар. мелодия); «Учимся танцевать» (рус. нар. песня «Ах, ты, береза»); «Змейка» (В. Щербачев «Куранты»). Этюды: «Зайчик прыгает» (В. Агафонников «Маленький, беленький»); «Птички ле- тают» (Л. Банников «Птички»); «Вези меня, лошадка!» (муз. Е. Рагульской, сл. В. Татаринова «Лошадка»); «Вот какой я петушок!» (муз. Е. Рагульской, сл. Г. Бойко «Пету- шок»). Игры: «Передай игрушку» (Т. Ломова «Мелодия»); «Зайки идут в гости» (М. Гедике «Колыбельная» фрагмент, М. Красев «Серый зайка умывается», рус. нар. песня «Заинька» в обр. Н. Римского-Корсакова); «Петух и курочки» (рус. нар. песня «Ах, вы, сени» в обр. Г. Фрида); «Жеребята, домой!» (Н. Потоловский «Лошадка»). Танцы: «Ладушки» (Н. Римский-Корсаков фрагмент из оперы «Сказка о царе Салта- не»); «Пляска с ложками» (рус. нар. песня «Виноград»); «Пляска с бубном» (укр. нар. песня «Ой, под вишенкою» в обр. А. Алябьева); «Отвернусь и повернусь» (рус. нар. песня «А мы просо сеяли»); «Танец в двух кругах» (М. Сатулина); «Елочка» хоровод (муз. М. Красева, сл. 3. Александровой); «Елочка» хоровод (муз. и сл. Ф. Финкельштейн). Игра на детских музыкальных инструментах: «Дождик» (рус. нар. песня обр. Т. Попатенко); Д. Кабалевский, «Маленькая полька»); Н. Римский-Корсаков, «Белочка» из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Ах, вы, сени» (рус. нар. песня); С. Рахманинов, «Итальян- ская полька»; Д. Шостакович «Шарманка»; С. Соснин, «Начинаем перепляс»; В. Шаинский, «Мир похож на цветущий луг»; С. Дорохин, «Как на пишущей машинке»; Г. Богино, «Дятлу весело, дятлу грустно»; Е. Поплянова, «Слово на ладошках»; Ф. Госсек, «Гавот»; Д. Кабалевский, «Ежик»; В.А. Моцарт «Колокольчики звенят» отрывок из оперы «Волшеб- ная флейта»; «Казачок» (укр. нар. песня обр. Н. Ризолла); «Дон-дон» (рус. нар. песня обр. Р. Рустамова); Т. Захарьин, «Осенний дождичек»; «Тень-тень» (рус. нар. песня обр. Ю. Слонова); А. Абрамов, «Начинаем мы считать»; П. Чайковский, «Танец маленьких лебе- дей» из балета «Лебединое озеро»; П. Чайковский, «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом»; В. Агафонников, «Сани с колокольчиками»; В.А. Моцарт «Менуэт». Музыкальная игра-драматизация: музыкальные картинки по сказке К. Чуковского «Цыпленок» (В. Кузнецов «Цыпленок»); В. Герчик, «Перчатки», стихи С. Маршака; музы- кальная игра-драматизация по русской народной сказке «Колобок» (муз. Н. Сушевой). Для детей пятого года жизни Слушание музыки: Вивальди «Осень» из цикла «Времена года» (оркестр); Л. Дакен «Кукушка» (клавесин); Л. Боккерини «Менуэт» (оркестр); В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» часть (оркестр); К. Сен-Санс «Куры и петухи» (ф-но или оркестр); Ж. Ибер «Ма- ленький беленький ослик» (оркестр); М. Глинка «Жаворонок» (голос, ф-но); П. Чайковский «Колыбельная в бурю» (сопрано или хор, ф-но), «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом» (ф-но), «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» (ф-но); Д. Шостакович «Вальс-шутка» из Первой балетной сюиты (оркестр); С. Прокофьев «Петя и волк» (оркестр); Г. Свиридов «Звонили звоны», «Парень с гармошкой» (ф-но); В.А. Моцарт «Хор» из оперы «Волшебная флейта» (хор, оркестр; ф-но); Ф. Шуберт «Марш» соч. 51 № 3 (ф-но); К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок» (ф-но); В. Ребиков «Кукла в сарафане», «Паяц», «Игра в солдатики» из цикла «Игрушки на елке» (ф-но); Г. Свиридов «Колыбельная песенка» (ф-но); В. Агафонников «Табакерка» (ф-но); рус. нар. песни: «Ходила младешенька», «Я на горку шла», «Таусень», «А я по лугу», «Я гнала гусей домой» (рус. нар. хор, оркестр). Музыкальное движение Игровые упражнения: «Пружинки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»); «Покажите руки» (франц. нар. мелодия в обр. Л. Вишкарева); «Подпрыгивай легко» (англ. нар. песня 151 «Полли»); «Бег» (Р. Леденев «Бегом»); «Смело идти и прятаться» (И. Беркович «Марш»). Этюды: «А что я нашел!» (Б. Чайковский «Веселая прогулка»); «Танец осенних лис- точков» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Танцующие снежинки» (польск. нар. песня «Снежинки»); «Зимняя игра» (муз. и сл. А. Мовсесян); «Медведь и зайцы» (муз. и сл. Ф. Финкелыптейн); «Жуки» (венг. нар. мелодия в обр. Л. Вишкарева); «На лугу» («Дудочка- дуда» муз. Ю. Слонова, сл. нар.). Игры: «Мячики прыгают, мячики покатились» (М. Сатулина «Веселые мячики»); «Игра в мяч» (муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой); «Веселись, детвора» (эст. детская пе- сенка в обр. Т. Попатенко, рус. текст И. Черницкой); «Игра в снежки с Дедом Морозом» (бел. нар. песня в обр. М. Разоренова); «Поиграем в салют» (Л. Бетховен «Контрданс»). Танцы: «Веселые воротики» (рус. нар. песня «Ай, все кумушки, домой»); «Куклы» (франц. нар. песня в обр. Ан. Александрова, рус. текст И. Мазнина); «Русский танец» («По улице мостовой» рус. нар. мелодия); «Пляска с платочками» (рус. нар. песня «Перевоз Дуня держала» в обр. Н. Сушевой); «Топ и хлоп» хоровод (муз. Т. Назаровой-Метнер, сл. Е. Каргановой). Пение: «Кошка» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель); «Дождик» (рус. нар. по- певка в обр. Т. Попатенко); «Белые гуси» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой); «Самолет» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой); «Паровоз» (муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской); «Андрей — воробей» (рус. нар. песня в обр. Ю. Слонова); «Барашеньки» (рус. нар. песня в обр. Н. Френкель); «Кукушечка» (рус. нар. песня в обр. И. Арсеева); «Осень» (муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина); «Про мишку» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Ново- годний хоровод» (муз. А. Островского, сл. Ю. Леденева); «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня); «Горка и Егорка» (муз. Ю. Блинова, сл. С. Поликарпова и И. Шаферана); «Кто мне песенку споет» (муз. Е. Ботярова, сл. Р. Сефа); «Лошадки» (муз. Р. Лещинской, сл. Н. Кучинской, пер. с польского Н. Найденовой); «Кискино горе» (муз. А. Петрова, сл. Б. Заходера); «Солнышко» (рус. нар. песня в обр. В. Кикты); «Про водичку» (муз. В. Жубинской, сл. И. Михайловой); «Ой, заинька по сеничкам» (рус. нар. песня в обр. Л. Абелян). Игра на детских музыкальных инструментах: С. Соснин «Начинаем перепляс»; В. Шаинский «Мир похож на цветущий луг»; С. Дорохин «Как на пишущей машинке»; Г. Богино «Дятлу весело, дятлу грустно»; Е. Поплянова «Слово на ладошках»; Ф. Госсек «Гавот»; Д. Кабалевский «Ежик»; В.А. Моцарт «Колокольчики звенят» отрывок из оперы «Волшебная флейта»; «Казачок» (укр. нар. песня обр. Н. Ризолла); «Дон-дон» (рус. нар. пес- ня обр. Р. Рустамова); Т. Захарьин «Осенний дождичек»; «Тень-тень» (рус. нар. песня обр. Ю. Слонова); А. Абрамов «Начинаем мы считать»; П. Чайковский «Танец маленьких лебе- дей» из балета «Лебединое озеро»; «Дождик» (рус. нар. песня обр. Т. Попатенко); Д. Кабалевский «Маленькая полька»); Н. Римский-Корсаков «Белочка» из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Ах, вы, сени» (рус. нар. песня); С. Рахманинов «Итальянская полька»; Д. Шостакович «Шарманка»; П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Дет- ский альбом»; В. Агафонников «Сани с колокольчиками»; В.А. Моцарт «Менуэт». Музыкальная игра-драматизация: музыкальные игры-драматизации по русским на- родным сказкам «Колобок», музыка Н. Сушевой, и «Курочка Ряба», муз. М. Магиденко. Для детей шестого года жизни Слушание музыки: И.С. Бах «Шутка» из сюиты № 2 (флейта, оркестр); «Весенняя пес- ня» (детский хор); К.В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (скрипка и ф-но); Л. Бетховен «Ярость по поводу утерянного гроша» (ф-но); «Сурок» (детский хор); Ф. Шопен «Вальсы» до диез минор, ля минор (ф-но); И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае» (ор- кестр); М. Глинка «Ноктюрн» ми бемоль мажор (арфа); П. Чайковский «Марш», «Русский 152 танец», «Вальс цветов» фрагменты из балета «Щелкунчик» (оркестр); «Зимнее утро» «Шар- манщик поет», «Баба-Яга» из «Детского альбома» (ф-но); «Май. Белые ночи», «Декабрь. Святки» из альбома «Времена года» (ф-но); М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» (ор- кестр); «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» из сюиты «Картин- ки с выставки» (ф-но); Э. Григ «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» (оркестр); С. Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» (оркестр); «Утро», «Шествие кузнечиков», «Ходит месяц над лугами» (ф-но); Д. Шостакович «Вальс-шутка» (оркестр), «Шарманка», «Грустная сказка», «Веселая сказка» (ф-но); Г. Свиридов «Дождик», «Звонили звоны», «Колдун» (ф-но); С. Слонимский «Дюймовочка», «Под дождем мы поем» (ф-но); В. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает», «Каприччио» (ф-но, оркестр); рус. нар. песня «Светит месяц» (рус. нар. оркестр); рус. нар. песня «Лебе- душка» (хор, оркестр); «Камаринская» обр. рус. нар. песня (балалайка, гитара); «Уральская плясовая» (гусли, баян); рус. нар. песня «Во кузнице» (хор, нар. оркестр). Пение: «Две тетери» (рус. нар. песня в обр. В. Агафонникова); «На зеленом лугу» (рус. нар. песня в обр. Н. Метлова); «Солнышко» (муз. Т. Попатенко. сл. Н. Найденовой); «У кота Воркота» (рус. нар. песня); «Поет, поет соловушка» (рус. нар. песня в обр. Г. Лобачева); «А я по лугу» (рус. нар. песня в обр. Н. Метлова); «Веснянка» (укр. нар. песня в обр. Г. Лобачева, свободный перевод О. Высотской); «Во кузнице» (рус. нар. песня в обр. А. Жарова); «Во сыром бору тропинка» (рус. нар. песня в обр. В. Рустамова); «Ходила мла- дешенька по борочку» (рус. нар. песня в обр. Н. Римского-Корсакова). «По грибы» (муз. В. Оловникова, сл. Н. Алтухова); «Осень» (муз. В. Иванникова, сл. М. Грюнер); «Снежинки» (муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова); «Если снег идет» (муз. В. Семенова, сл. Л. Дымовой); «Щедровочка-щедровала» (рус. нар. календ. песня); «Сею-вею снежок» (рус. нар. песня); «Широкая масленица» (рус. нар. календ. песня); «Подарок маме» (муз. Е. Ботярова, сл. Г. Виеру, перевод с молдавского Я. Акима); ««Песенка про двух утят» (муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой); «Жаворонушки, прилетите-ка!» (рус. нар. календ, песня); «Кулик-весна!» (рус. нар. календ. песня); «Ты откуда, облако?» (муз. Г. Левкодимова, сл. В. Степанова); «Не летай, соловей» (рус. нар. песня в обр. А. Егорова). Музыкальное движение Игровые упражнения: «Сильный шаг и острый бег» (Ф. Надененко «В темпе марша»); «Бег» (Е. Тиличеева «Бег»); «Бег и кружение» (К. Вебер «Рондо» фрагмент); «Пружинящий шаг» (Т. Ломова «Прогулка»); «Бег легкий и сильный» (Ф. Шуберт «Экоссез»); «На лыжах» (А. Моффат «Детская песенка» фрагмент); «Приставной шаг» (нем. нар. мелодия). Этюды: «Заблудились!» (Н. Сушева «Приятная прогулка»); «Берегитесь, мыши!» (Н. Сушева «Мышки»); «Не упускай меня из виду» (Л. Бетховен «Экоссез»); «Звенящие кап- ли росы» (С. Майкапар «Росинки»); «Мальчик гуляет, мальчик зевает» (В. Гаврилин «Маль- чик гуляет, мальчик зевает»); «Цветок растет, качается и засыпает» (В. Витлин «Цветок»); «Цапли и лягушки» («Цап-цап-цап» муз. Т. Назаровой-Метнер, сл. В. Орлова). Игры: «Игра с пением» (рус. нар. песня «А мы просо сеяли»); «Игра с пением» (рус. нар. песня «Колпачок»); «Игра с пением» (рус. нар. песня «Ой, заинька, по сеничкам»); «Ловкий заяц» (Н. Ладухин «Маленькая пьеса» фрагмент); «Игра в домики» (В. Витлин «Иг- ра в домики»). Танцы: «Полька» (А. Жилинский «Латышская полька»); «Танцуем тарантеллу» (А. Ферро «Маленькая тарантелла»); «Танец снежинок» (П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» фрагмент из балета «Щелкунчик»); «Идем на елку» (П. Чайковский «Марш» фраг- мент из балета «Щелкунчик»). Игра на детских музыкальных инструментах: Е. Тиличеева «Колыбельная», «Лесен- ка»; «Кап-кап» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко); М. Красев «Кукушка», «Елочка»; Г. Гриневич «Мишке спать пора»; «Я рассею свое горе» (рус. нар. песня в обр. М. Раухвергера); «Поезд» (рум. нар. песня); «Две тетери»( рус. нар. песня в обр. В. Агафонникова); «Приглашение» (укр. нар. песня); «Ой, за гаем, гаем» (укр. нар. песня); Л. Хереско «Лестница»; Н. Потоловский «Охотник»; И.С. Бах «Волынка»; Г. Струве «Гам- ма»; «Калинка» (рус. нар. песня); А. Абелян «Полька»; Г. Стрибогг «Вальс петушков»; 153 Ф. Куперен «Кукушка»; А. Холминов «Дождик»; А. Лепин «Лошадка»; П. Чайковский Рус- ский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик»; И.С. Бах «Шутка» из сюиты № 2. Музыкальная игра-драматизация: «Гуси-Лебеди» (муз. Т. Попатенко, либретто И. Токмаковой); «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева, ст. С. Маршака). Для детей седьмого года жизни Репертуар по разделам «Слушание музыки», «Пение», «Игра на детских музыкальных инструментах», «Музыкальная игра-драматизация» тот же, что рекомендован для детей 6-го года жизни. Игровые упражнения: «Стряхивание капель дождя» (Н. Любарский «Дождик»); «Ка- чание рук и «мельница»» (англ. нар. мелодия); «Качание» (В. Ребиков «На качелях»); «Сво- бодные руки» (рус. нар. мелодия «Ой, утушка луговая» в обр. Т. Ломовой); «Регулировщик движения» (Л. Вишкарев «Марш»); «Мячики» (Л. Шитте «Этюд» соч. 108, № 20); «Пружин- ка и пружинящий шаг» (Ф. Шуберт «Марш»); «Учимся плясать по-русски» (С. Вольфензон «Вариации на тему «Из-под дуба»); «Готовимся к польке» (Д. Шостакович «Полька»). «Вы- ворачивание круга» (венг. нар. мелодия). Этюды: «Кошки и котята» (А. Мынов «Приятная прогулка»); «Воздушный шарик на ладонях» (В. Витлин «Игра с воздушными шарами»); «Развеселите нас!» (В. Ребиков, «Па- яц»; «Обидели» (М. Степаненко «Обидели»); «Не плачь!» (А. Гречанинов «Материнские ласки»). Игры: «Угадай-ка!» (франц. нар. песня); «Игра с пением» (рус. нар. песня «У меня ль во садочке»); «Змейка с воротцами» (рус. нар. мелодия «Заплету я плетень» в обр. Н. Римского-Корсакова); «Кружки и цепочки» (С. Затеплинский «Танец»). Танцы: «Вальс осенних листьев» (В. Косенко «Вальс»); «Хоровод» (Н. Сушева «В хо- роводе»); «Полька» (Д. Шостакович «Полька» из цикла «Танцы кукол»); «Новогодний марш» (Н. Сушева «Новогодний марш»); «Свободная пляска» (рус. нар. мелодии «Травушка- муравушка», «Пойду ль я, выйду ль я», «Как пошли наши подружки», «Я на горку шла»). 154 Приложение 3 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА Для детей второго года жизни Малые формы фольклора: «Ладушки», «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик» и др. (от 1 года до 1 года 3 мес.), «Петушок, петушок», «Курочка», «Киска, киска», «Баю-баю», «Солнышко-ведрышко» (в обр. В. Федявской), Н. Комиссарова «Собачка», Н. Найдёнова «Кошечка» и др. (от 1 года 3 мес. до 1 года 6 мес.). Народные потешки и сказки: «Катя, Катя», «Курочка Ряба». Стихи: А. Барто «Уронили мишку на пол», «Снег», «Нет, напрасно мы решили», «Села птичка на окошко», «Я люблю свою лошадку», «Самолет построим сами», «Кто как кричит», М. Ивенсен «Поглядите, зайка плачет», М. Клокова «Мой конь», «Гоп-гоп» и др. (от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.); З. Александрова «Дождик», «Девочки и мальчики прыгают как мячики»; О. Высотская «Грибок» и др. (от 1 года 9 мес. до 2 лет). Для детей третьего года жизни Малые формы фольклора: «Ладушки», «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик», «Петушок, петушок», «Киска, киска», «Катя, Катя», «А баиньки-баиньки», «Баю-бай, баю- бай, ты, собачка, не лай», «Вот и люди спят», «Водичка, водичка», «Наша Маша маленька...», «Ой, ду-ду», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали», «Как у нашего кота», «Чики-чики- чикалочки», «Большие ноги...» и др. Поэзия: В. Жуковский «Птичка», А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный», А. Барто «Мишка», «Бычок», «Самолет», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Лошадка», «Кто как кричит», В. Берестов «Больная кукла», «Мишка, мишка, лежебока», З. Александрова «Раз-два-три-четыре-пять!», Э. Мошковская «Мчится поезд» и др. Проза: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» (рус. сказка в обр. К. Ушинского), «Теремок» (рус. сказка в обр. М. Булатова), Л. Толстой «Тетя дала Варе меду», «Слушай меня, пес...», «Была у Насти кукла», «Петя ползал и стал на ножки», Е. Чарушин «Курочка», К. Чуковский «Цыпленок», В. Сутеев «Под грибом», «Три котенка», Я. Тайц «Кубик на кубик», «Впереди всех», Н. Калинина «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад» и др. Для детей четвертого года жизни Малые формы фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки, пословицы и поговорки. «Солнышко, ведрышко», «Радуга-дуга», «Дождик-дождик, полно лить», «Сорока-сорока», «Сидит белка на тележке», «Жили у бабуси», «Заяц Егорка», «Дедушка Ежок», «Божья коровка», «Расти, коса», «Тили- бом! Тили-бом!», «Огуречик, огуречик», «Кисонька-мурысенька», «Мыши водят хоровод», «А баю, баю, баю, лежит Ваня на краю» и др. Поэзия: В. Жуковский «Птичка», А. Блок «Зайчик», М. Лермонтов «Спи, младенец...» (из стихотв. «Казачья колыбельная»), А. Кольцов «Дуют ветры...» (из стихотв. «Русская песня»), А. Плещеев «Сельская песня», А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); К. Чуковский «Телефон», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит»; З. Александрова «Мой Мишка», А. Барто, из цикла «Игрушки», А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая», В. Берестов «Коза», «Петушки», «Бычок», «Веселое лето»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый»; С. Михалков «Песенка друзей», Н. Саконская «Где мой пальчик?», И. Токмакова «Медведь» и др. Стихи Г. Лагздынь, Саши Чёрного, Н. Пикулевой, Э. Мошковской, И. Токмаковой, Б. Заходера, В. Лунина и др. Проза: «Репка», «Колобок» (рус. сказка в обр. К. Ушинского), «Теремок», «Маша и медведь» (рус. сказка в обр. М. Булатова), «Волк и козлята» (рус. сказка в обр. А. Толстого), «Заюшкина избушка» (рус. сказка в обр. О. Капицы), «Кот, петух и лиса» (рус. сказка в обр. 155 М. Боголюбской), «Теремок» (рус. сказка в обр. Е. Чарушина), «Рукавичка» (укр. сказка в обр. Е. Благининой), «Пых» (белорус. сказка, пер. Н. Мялика), «Ленивая Бручолина» (итал. сказка в обр. Л. Вершинина), Л. Толстой «Три медведя», бр. Гримм «Сладкая каша» (нем. сказка, пер. Н. Жбанковой) и др. Л. Толстой «Был у Пети и у Миши...», «Пришла весна, потекла вода...», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», «Козел», «Конь», В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Павлова «Земляничка», В. Сутеев «Кто сказал “мяу”?», С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке», Е. Чарушин «Волчишко», «Корова», «Баран» и др. Для детей пятого года жизни Малые формы фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы и поговорки. «Божья коровка», «Дождик-дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!», «Стучит, бренчит», «Гуси вы, гуси», «Ножки, ножки, где вы были?», «Тень-тень, потетень», «Жил у бабушки козел», «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять» (по Ф.Б. Миллеру) и др. Поэзия: А.К. Толстой «Колокольчики мои» (отрывок), К. Бальмонт «Росинка», А. Плещеев «Осень наступила» (в сокращении), А. Блок «Ветхая избушка...», «Спят луга...», С. Дрожжин «Улицей гуляет...» (из стихотв. «В крестьянской семье»), И. Суриков «Зима», А. Майков «Голубенький, чистый...» (из стихотв. «Весна»), «Ласточка примчалась...», «Колыбельная песня», А. Пушкин «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне...»), «У лукоморья...» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»), В. Брюсов «Спи, мой мальчик...», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Н. Матвеева «Она умеет превращаться», М. Карем «Лгунишки», «Шире круг», С. Михалков «Где очки?», «Рисунок», «Дядя Степа — милиционер», С. Маршак «Пудель», стихи из цикла «Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке», В. Берестов «Искалочка», З. Александрова «Таня пропала», Е. Серова «Похвалили», А. Введенский «Сны», Л. Квитко «Ручеек»; И. Токмакова «Плим», «Дождик», «Где спит рыбка?»; Е. Благинина «Дождик, дождик...», «Посидим в тишине», Саша Чёрный «Приставалка», К. Чуковский «Путаница», «Закаляка», «Радость», «Муха- Цокотуха», «Тараканище», Р. Сеф «На свете все на все похоже...», Б. Заходер «Волчок», «Кискино горе», Д. Хармс «Очень страшная история», Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» и др. Проза: «Смоляной бычок» (рус. сказка), «Жихарка» (рус. сказка в обр. И. Карнауховой), «Гуси-лебеди» (рус. сказка в обр. М. Булатова), «Заяц-хваста» (рус. сказка в обр. А. Толстого), «Коза-дереза» (рус. сказка), «Петушок и бобовое зернышко» (рус. сказка в обр. О. Капицы), «У страха глаза велики» (рус. сказка в обр. М. Серовой), «Лисичка- сестричка и волк» (рус. сказка в обр. М. Булатова), «Снегурочка» (рус. сказка), «Зимовье зверей» (в пер. И.Соколова-Микитова), «Три поросенка» (англ. сказка в обр. С. Михалкова); «Пирог» (норвеж. сказка, обр. М. Абрамовой), «Два жадных медвежонка» (венгер. сказка в обр. А. Красновой и В. Важдаева), Ш. Перро «Красная Шапочка» (в обр. А. Введенского, под ред. С. Маршака), С. Прокофьева «Великие холода», «Маша и Ойка», Л. Толстой «Спала кошка...», «Собака шла по дощечке...», «Хотела галка пить...», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», В. Сутеев «Мышонок и карандаш», В. Бианки «Лесной колобок — колючий бок»; С. Козлов «Необыкновенная весна», «Такое дерево», «Как Ослику приснился страшный сон», «Дружба»; Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился», Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; Н. Абрамцева «Дождик», «Чудеса, да и только», «Как у зайчонка зуб болел»; Е. Чарушин «Сказка, которую Никита сам рассказал», «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка не показался глупым», Ю. Коваль «Иней», «Дед, баба и Алеша», В. Бианки «Первая охота», В. Берестов «Как найти дорожку», В. Сахарнов «Кто прячется лучше всех?», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают», М. Пришвин «Ребята и утята», Д. Хармс «Сказка», М. Зощенко «Глупая история», В. Драгунский «Он живой и светится...», Г. Остер «Эхо»; Г. Цыферов «В медвежачий час», «Град», «Как ослик купался», «Не фантазируй»; Н. Носов «Приключения Незнайки и его 156 друзей», Д. Радович «Кроко-докодил», Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» (пер. с англ. Н. Шерешевской), А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переск. Б. Заходера) и др. Для детей шестого года жизни Малые формы фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, заклички, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы и поговорки, «Гори, гори ясно», «Аты-баты», «Свинка Ненила», «Наша-то хозяюшка», «А где это видано», «Стучит, бренчит по улице», «По поднебесью, братцы, медведь летит», «У кота ли, у кота колыбелька золота», «Скок-поскок молодой дроздок», «Вы послушайте, ребята, моей сказки небогатой» и др. Поэзия: А. Блок «Ворона», И. Суриков «Детство», А. Пушкин «Зимний вечер», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», С. Есенин «Береза», «Поет зима — аукает...», В. Жуковский «Знать, солнышко утомлено...» (из стихотв. «Летний вечер»), А. Фет «Чудная картина...», А. Плещеев «Скучная картина!..» (отрывок), «Весна» (отрывок), К. Бальмонт «Осень», «Золотая рыбка», П. Ершов «Конек-горбунок» и др. К. Чуковский «Елка», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин» (скороговорка), «Удивительная кошка», Саша Чёрный «Жеребенок», С. Маршак «Шалтай- болтай» (англ. песенка), «Чего боялся Петя», «Урок вежливости», К. Чуковский «Барабек» (англ. песенка), Г. Кружков «РРРЫ!», В. Берестов «Дракон», И. Токмакова «Ива», «Осинка», «Дуб», «Разговор Старой Ивы с Дождем», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...», Р. Сеф «Совершенно непонятно», Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Все наоборот», М. Бородицкая «Убежало молоко», Б. Заходер «Кавот и Камут», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (пер. с польск. С. Михалкова), Д. Чиарди «Прощальная игра», «О том, у кого три глаза» (пер. с англ. Р. Сефа), Л. Кэрролл «Бармаглот» (пер. с англ. Д. Орловской) и др. Проза: «Крылатый, мохнатый да масляный», «Кот-воркот Котофей Котофеевич» (рус. сказки в обр. И. Карнауховой), «Лисичка-сестричка и серый волк» (рус. сказка в обр. О. Капицы), «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка» (рус. сказки в обр. М. Булатова), «Крошечка-Хаврошечка» (рус. сказка в обр. А. Толстого), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. сказка в обр. А.Н. Толстого), В. Одоевский «Мороз Иванович». Л. Толстой «Косточка», «Девочка и грибы», «Мышка вышла гулять...», К. Ушинский «Четыре желания», «Утренние лучи», «Играющие собаки», В. Гаршин «Лягушка- путешественница», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши — Косые Глаза — Короткий Хвост», «Серая Шейка», П. Бажов «Серебряное копытце», М. Горький «Воробьишко», М. Пришвин «Гаечки», «Как поссорились кошка с собакой», В. Бианки «Хвосты», «Как Муравьишка домой спешил», «Лесные домишки», К. Паустовский «Дремучий медведь», «Квакша», «Кот-ворюга», Н. Носов «Заплатка», «Затейники», В. Драгунский «Тайное становится явным», Г. Снегирёв «Любопытные» (из книги «Про пингвинов»), Б. Заходер «Серая Звездочка», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н. Сладков «Медведь и солнце», «Осень на пороге», «Ласточка, ласточка», В. Осеева «Почему?», Е. Пермяк «Смородинка», «Как Маша стала большой», Э. Шим «Жук на ниточке», «Брат и младшая сестра», Т. Александрова «Кузька», З. Топелиус «Сампо-лопаренок», Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски», «Про поросенка, который учился летать» (пер. с англ. Н. Шерешевской), Дж. Родари «Мышка, которая ела кошек» (из сб. «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой), С. Маршак «Двенадцать месяцев», Ева Яниковская «Я хожу в детский сад» (пер с венг.), Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок» (пер. с дат. А. Ганзен), Р. Киплинг «Рикки-Тикки- Тави», «Как было написано первое письмо» (пер. с англ. К. Чуковского), О. Уайльд «Мальчик-звезда» (пер. с англ. Т. Озерской), А.-К. Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик» (пер. с норвеж. Г. Горлиной), С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с 157 дикими гусями» (в переск. З. Задунайской и А. Любарской), А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» (пер. с шведск. Л. Лунгиной) и др. Для детей седьмого года жизни Малые формы фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, заклички, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы и поговорки. Поэзия: А. Пушкин «Птичка», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»), «Гонимы вешними лучами...», «Уж небо осенью дышало...», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» (из поэмы «Евгений Онегин»), «Унылая пора! Очей очарованье!..» (из стихотв. «Осень»), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Ф. Глинка «Москва», С. Дрожжин «Привет» («Привет тебе, мой край родной...»), Ф. Тютчев «Весенние воды», «Чародейкою Зимою...», «Зима недаром злится...», С. Есенин «С добрым утром», Н. Рубцов «Про зайца», «У сгнившей лесной избушки...» и др. Б. Заходер «Собачкины огорчения», В. Берестов «Читалочка», Я. Аким «Жадина», Р. Сеф «Совет», Н. Матвеева «Путаница», Э. Успенский «Страшная история», «Память», М. Яснов «Мирная считалка», Ян Бжехва «На горизонтских островах» (пер. с польск. Б. Заходера), стихи Д. Хармса, С. Михалкова, В. Берестова, А. Барто, Б. Заходера, Е. Благининой, В. Лунина, Т. Собакина, М. Бородицкой, Ю. Мориц и др. Проза: «Иван-царевич и серый волк» (рус. сказка в обр. А.Н.Толстого) или поэтический вариант — В. Жуковский «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке»; «По щучьему велению» (рус. сказка в обр. А.Н. Толстого), «Никита Кожемяка» (рус. сказка в обр. А. Афанасьева), «Волшебное кольцо» (Андрей Платонов) и др. русские сказки по выбору, «Илья Муромец» и другие былины о русских богатырях в современной транскрипции. «Рифмы» (рус. сказка в переск. Б. Шергина), В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Даль «Старик-годовик», К. Ушинский «Слепая лошадь», А. Ремезов «Хлебный голос», П. Бажов «Голубая змейка» и другие сказы, К. Паустовский «Теплый хлеб», Л. Чарская «Чудесная звездочка», «Подарок феи», Н. Абрамцева «Сказка о старой вазе», «Айога» (нанайская сказка, обр. Д. Нагишкина), «Джек — покоритель великанов» (валлийская сказка, пер. К. Чуковского), «Желтый аист» (китайская сказка, пер. Ф. Ярилина), сказки братьев Гримм, Г.- Х. Андерсена, Ш. Перро и другие сказки по выбору, Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», А.Н. Толстой «Прыжок», «Два товарища» (басня), «Старый дед и внучек» (басня), «На что нужны мыши», А. Куприн «Сапсан», «Слон», М. Зощенко «Великие путешественники», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», В. Бианки «Синичкин календарь» (Март, Апрель, Май), «Сова», Е. Воробьёв «Обрывок провода», Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», Ю. Коваль «Алый», М. Москвина «Кроха», Ю. Казаков «Жадный Чик и кот Васька», Р. Погодин «Жаба» (из кн. «Откуда идут тучи»), Г. Снегирёв «Про пингвинов» (сб. рассказов), Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (пер. с англ. Н. Чуковского), В. Драгунский «Денискины рассказы», Н. Носов «Живая шляпа», А. Митяев «Мешок овсянки», А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина», Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Дж. Родари «Сказки, у которых три конца» (пер. с итал. И. Константиновой). Произведения М. Зощенко, И. Токмаковой, М. Москвиной, В. Драгунского, Л. Пантелеева, В. Голявкина, Ю. Коваля, Н. Носова, Б. Житкова, С. Сахарнова, В. Бианки, К. Паустовского, а также сказки Р. Киплинга и Д. Биссета, сказочные повести Т. Александровой, А. Линдгрен, Т. Янсон, Э. Рауда, Дж. Родари и др. 158 Приложение 4 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Для детей четвертого года жизни Народное и декоративно-прикладное искусство Коллекция традиционных народных игрушек (дымковская, филимоновская, богородская); разные по виду и оформлению матрешки (загорская, семеновская, полховмайданская, киров- ская), свистульки, текстильные мячи и кубики; лоскутное одеяло, тканый и плетеный коврик, крупные бусы из разных экологически безопасных материалов (дерево, текстиль, крупные пуговицы) и др. Книжная графика (иллюстрации) Васнецов Ю. Сборники рус. нар. потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки», «Три медведя (Л. Толстого); Дубинчик Т. «Колобок» (рус. нар. сказка); Елисеев А. «Лисичка с скалочкой» (рус. нар. сказка); Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый» (С. Маршака); Маврина Т. «Как у бабушки козел»; Рачев Е. «Волк и козлята» (рус. нар. сказка); Репкин П. «Краденое солнце» (К. Чуковского), «Сорока-белобока» (Е. Благининой); Сутеев В. «Кто сказал "мяу"»? Для детей пятого года жизни Народное и декоративно-прикладное искусство. Коллекция народных игрушек (дымковская, филимоновская, богородская, мезенская, кур- ская — кожлянский петушок и суджанская рыбка, 3—5 видов матрешек, региональные иг- рушки — по выбору педагога); коллекция ложек, красивой посуды и других предметов ин- терьера из разных материалов (дерева, керамики, металла, соломки); тканые и плетеные де- коративные вещи (салфетки, полотенца, коврики) на выставке, в мини-музее и в бытовом пространстве детского сада. Книжная графика (иллюстрации). Билибин И. «Белая уточка»; Васнецов Ю. «Русские народные сказки» из сборника А. Афа- насьева; Дехтярев Б. «Красная шапочка»; Конашевич В. «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» (К. Чуковского); Лебедев В. «Цирк» (С. Маршака); Рачев В. «Лиса и журавль» (русc. нар. сказка), «Два жадных медвежонка» (венгерская нар. сказка); Орлова Н. «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк» (рус. нар. сказки); Репкин П. «У солнышка в гостях» (словацкая сказка); Савченко А. «Заюшкина избушка»; Токмаков Л. «Крошка Вили Винки» (книга шотландских песенок); Чарушин Е. «Детки в клетке» (С. Маршака) и др. Живопись. Васнецов В. «Аленушка», «Снегурочка», «Иван-царевич на сером волке»; Куинджи А. «Зи- ма»; Левитан И. «Золотая осень», «Весна. Большая вода»; Маковский К. «Дети, бегущие от грозы»; Остроухов И. «Золотая осень», «Осень»; Шишкин И. «Утро в сосновом бору», «Зим- ний лес», «Рожь» и др. Для детей шестого года жизни Народное и декоративно-прикладное искусство. Коллекция народных игрушек (в т.ч. из промыслов родного края — по выбору педагога); коллекция посуды (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская, семикаракорская, ар- мянская, украинская, китайская и др.) и других предметов интерьера; коллекция высокоху- дожественных изделий для знакомства детей с ремеслами (художественная обработка дерева — скульптура, резьба, роспись; художественная обработка металла — кузнечное и ювелир- ное дело, роспись, чеканка, скульптура; ткачество, ковроделие; кружевоплетение и др.). Из- делия широко представлены на выставках, в коллекциях и в минимузее, а также в игровом и бытовом пространстве детского сада. 159 Книжная графика (иллюстрации). Билибин И. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар- птице и сером волке», «Царевна-лягушка» (рус. нар. сказки); Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке (А.С. Пушкина), «Горшок каши» (братьев Гримм), «Золушка» (Ш. Перро), «Сказ про муравья и великана» (Н. Кончаловской); «Старик-годовик» (В. Даля); «Плывет-плывет ко- раблик» (англ. детские песенки); Маврина Т. «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкина); Сутеев В. «Слоненок» (Р. Киплинга), «Сказки в картинках» (В. Сутеева); Чарушин Е. «Мед- вежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа, Томка и сорока» (Е. Чарушина); Юфа и др. Живопись. Айвазовский И. «Черное море», «Волна»; Борисов-Мусатов В. «Весна»; Бродский И. «Осен- ние листья»; Васильев Ф. «Мокрый луг», «Перед дождем»; Васнецов В. «Гусляры», «Снегу- рочка»; Венецианов А. «Спящий пастушок», «Портрет крестьянской девочки»; Грабарь И. «Мартовский снег»; Кончаловский П. «Сирень»; Куинджи А. «Ночь над Днепром», «Днепр утром»; Кустодиев Б. «Масленица»; Левитан И. «Март», «Большая вода»; Репин И. «Стреко- за»; Садовников В. «Цветы и фрукты»; Серов В. «Девочка с персиками», «Мика Морозов»; Тропинин В. «Кружевница»; Хруцкий И. «Фрукты»; Шишкин И. «Корабельная роща», «Бе- резовая роща» и др. Для детей седьмого г

15 августа 2015 в 01:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.